Борьба за транспортные коридоры Каспия и Черного моря продолжается. Грузия не случайно стала объектом воздействия внешних игроков. Ведь она связывает по суше Азербайджан и Турцию, западный берег Каспия с восточным берегом Черного моря. Через Грузию проходит железная дорога Баку-Тбилиси-Карс-Эдирне, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.
Грузия представляет особый интерес для Ирана и Армении: через территорию Армении Иран получает доступ к грузинским портам Поти и Батуми, а также это альтернативный автомобильный маршрут на юг России — по знаменитой Военно-Грузинской дороге, которая связывает Владикавказ и Тбилиси. Из истории постсоветского пространства нам доподлинно известно, что внутриполитические изменения в Грузии влекут за собой изменения на Украине и наоборот. Так было в 2003 – 2004 гг., когда США сначала снесли Эдуарда Шеварднадзе (2003 год – “Революция роз”), а уже в 2004 году сделали все, чтобы Виктор Ющенко стал президентом Украины через серию акций протеста, которые прозвали “оранжевой революцией”.
Грузия и Украина настолько взаимосвязаны, что бывший президент Михаил Саакашвили (2004 – 2013) был назначен в мае 2015 года губернатором Одесской области. То есть американцы отдавали портовую инфраструктуру Одессы в проверенные руки. Хотя проевропейского президента Петра Порошенко хватило ненадолго: в ноябре 2016 года он отправил Саакашвили в отставку, чем навлек на себя гнев американцев.
Напомним, что Саакашвили достиг вершин власти в годы правления республиканской администрации Джорджа Буша-младшего, но потерял влияние и был вынужден покинуть Грузию уже в годы правления демократической администрации Барака Обамы.
В октябре 2012 года партия Бидзины Иванишвили выиграла парламентские выборы, а в ноябре 2013 года — президентские выборы. Новым главной государства стал человек Иванишвили — Георгий Маргвелашвили. Иванишвили правит Грузией до сих пор: Саломе Зурабишвили, победившая на президентских выборах 2018 года, в прошлом высокопоставленный сотрудник МИД Франции и генеральского секретариата национальной обороны Франции, продолжает проевропейский курс.
Всех лидеров Грузии в той или иной степени можно считать проамериканскими и проевропейскими. Нюанс состоит в том, что Саакашвили — назначенец Республиканской партии США, которая активно работает с европейскими правыми партиями и строит “Большую Польшу” в противовес континентальному союзу Германии и Франции, а Иванишвили — назначенец Демократической партии США, которая активно работает с глобалистами, главным образом, элитами Франции и Германии.
Республиканская партия через победу Владимира Зеленского взяла президентское кресло на Украине, а в июле (скорее всего) подомнет под себя и Верховную раду. Поэтому задача республиканцев во главе с Дональдом Трампом – вернуть себе власть над Грузией, где парламентские выборы должны пройти осенью 2020 года. Очевидно, что США хотят ускорить процесс транзита власти в Грузии, чтобы грузинские выборы не наложились на транзит власти в самой Америке, где они пройдут в ноябре будущего года. Мы наблюдаем попытку обвалить политическую систему в Грузии и спровоцировать тем самым внеочередные выборы. Не случайно протесты продолжаются после 20 июня, когда произошла атака на депутата Сергея Гаврилова.
События в Грузии носят региональный и даже в большей степени – глобальный характер. Поэтому уже на следующий день (21 июня) после атаки на российскую делегацию президент Владимир Путин проводит заседание Совбеза, где обсуждает Грузию и ситуацию в Персидском заливе. Внутригрузинские события автоматом накладываются на ситуацию вокруг Ирана.
“Большая игра” вокруг Тегерана и Тбилиси
20 июня, то есть в день, когда атаковали делегацию РФ на православном форуме в Тбилиси, КСИР сбил американский беспилотник на юге страны после того, как он нарушил воздушное пространство Ирана. В свою очередь, Центральное командование вооруженных сил США заявило, что иранский зенитно-ракетный комплекс сбил беспилотник ВМС США над Ормузским проливом в международном воздушном пространстве. Таким образом администрация США, пустив в СМИ утечки о подготовке удара по Ирану, сделала ставку на нагнетание напряженности в зоне иранского порта Чахбехар, откуда берет свое начало транспортный коридор “Север – Юг”, в который инвестируют Индия и Китай.
Получается, что американцы через историю с беспилотником “запалили” точку входа — порт Чахбехар, а через скандал вокруг Гаврилова — “запалили” Грузию, которая служит связующим звеном автодороги Иран – Армения – Грузия – Россия. Не будем забывать и о портах Грузии (Поти и Батуми), через которые Иран и Армения могут осуществлять перевалку грузов в Черном и Азовском морях.
Casus belli как прикрытие
Никакого удара по Ирану американцы не хотели с самого начала. Им пока нужно одно: запугать Россию и Иран до такой степени, чтобы отложить строительство транспортного коридора “Север-Юг”.
О важности этого коридора для Ирана, России, Китая и Индии за сутки (19 июня) до инцидентов в Персидском заливе и Грузии выходит аналитическая статья на сайте Атлантического совета при НАТО, где говорится о том, что Иран делает ставку на порт Чахбехар и новый транспортный коридор, чтобы “пережить санкции США”. Причем говорится о том, что все страны Средней Азии открыли в Бендер-Аббасе (город в провинции Белуджистан, где находится Чахбехар) свои консульства.
Это жизненно важно не только для стран Средней Азии, которые не имеют выхода в Мировой океан, но и для России. Через транспортный коридор “Север-Юг” Москва получает выход в Индийский океан, ключевую морскую магистраль, которая веками обеспечивала торговлю между Азией и Европой. Российская империя и Советский Союз возлагали особые надежды на Персидский коридор. Кстати, по Персидскому коридору в период Великой Отечественной войны СССР получал до трети грузов в рамках программы ленд-лиза.
Ранее Вашингтон сделали исключение для Индии в пользовании Чахбехаром, оговорив условие: индийские грузы должны идти через порт на “восстановление” Афганистана. В апреле с.г. об этом писали индийские СМИ. То есть США хотят сократить долю Китая и Пакистана (порт Гвадар) в поставках на территорию Афганистана, используя транзит Индии через иранский порт. Не исключаю, что именно эту тему Трамп старательно пытается навязать своему иранскому визави — аятолле Али Хаменеи. Однако иранцы пока не идут на официальные контакты.
США сознательно не стали вводить санкции против проекта Индии по модернизации иранского порта. Другого выхода у американцев нет: Пакистан под сенью Китая не позволит поддерживать группировку НАТО в Афганистане, если Пентагон начнет войну. Что касается России, то ее правительство 18 мая 2015 года официально признало утратившим силу соглашение с НАТО о транзите через территорию РФ вооружения, военной техники и военного имущества в Афганистан и в обратном направлении. Предположим, что Пентагон ударил по Ирану. Что дальше? А дальше – блокада сил альянса в Афганистане.
Главная цель
В августе с.г. должен состояться саммит глав России, Азербайджана и Ирана, где стороны могут объявить о запуске коридора “Север-Юг”. О таких планах говорят не первый год. Например, детально коммуникации обсуждали в ноябре 2017 года. Вот что тогда сказал президент ИРИ Хасан Рухани: “На саммите в Баку и на тегеранском саммите мы затронули некоторые вопросы, которые мы будем отслеживать. Один из важных вопросов – это транзит между тремя странам и транзит между Азией и Европой. Маршрутный транзитный коридор “Север – Юг” присоединит эти два континента друг к другу. Мы предлагаем, чтобы в будущем Бендер-Аббас будет соединён с городом Хельсинки, – мы можем соединить Азию и Европу. Эта дорога пройдёт через Республику Азербайджан, через Россию, а потом через Восточную и Северную Европу. Мы поговорили о развитии дорожного и морского транспорта. Мы три страны, которые расположены на Каспии, и мы должны использовать это море как море мира и дружбы для всех стран региона и использовать ресурсы этого моря”.
Слова Путина были не менее значимыми: “Хотел бы только добавить, что тот важный, очень важный коридор “Север – Юг”, о котором здесь уже говорилось, в тестовом режиме отработал. В прошлом году из Индии были осуществлены поставки через Иран в Россию и дальше. Этот маршрут показал свою экономическую целесообразность и эффективность. Известно хорошо, что Россия, Иран и Азербайджан – крупные производители углеводородов, но это не значит, что мы должны конкурировать. Это значит, что мы должны координировать свои усилия”.
Запуск коридора Иран – Азербайджан – Россия стимулирует Тегеран развивать альтернативный маршрут. Имеется в виду маршрут Иран – Армения – Грузия – Россия. В феврале 2019 года Никол Пашинян и Рухани даже договорились о возможных поставках газа в Грузию. Иранцы будут делать все, чтобы односторонне не зависеть от перевалки грузов через Каспийское море и через порт Баку.
Саркис Цатурян – главный редактор ИА “Реалист”