События в Украине дают основание вспомнить слова одного известного в недавнем прошлом украинского политика (кстати, совершенно националистического толка) о том, что сегодня в Киеве “царство гайдаматчины и шароварщины”. Можно критически отнестись к утверждению вышеуказанного персонажа. К сожалению, политики и чиновники Украины постоянно подбрасывают повод убедиться в том, что страна слабо управляема и это управление ведется из четырех центров: Администрация президента, Верховная рада, посольство США и некий триумвират в лице Игоря Коломойского, ВиктораПинчука и (по некоторым сведениям) Валерия Хорошковского. Какой из этих четырех центров оказывает большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, вопрос сложный. Во избежание голословности наполним данное утверждение фактами.
Руководителем Администрации президента Владимира Зеленского назначен Андрей Богдан – человек, долгое время связанный с Коломойским деловыми отношениями, что очень важно. Не является большой тайной, что американцы не рекомендовали Зеленскому назначать Богдана на эту должность, к тому же основания для этого были в виде ограничения назначения на госслужбу чиновников, находящихся на госслужбе во время президента Виктора Януковича. Выход из положения был найден быстро и “чисто по понятиям”.
Администрация президента переведена в статус “Офиса президента”, и в данном статусе никакие ограничения на назначения не имеют силы. Стоило ли из-за одного-двух спорных назначений “ломать копья” с американцами, покажет время.
Совсем свежий скандал с обменом нотами МИД РФ и Украины – вопиющий факт, который вскрывает глубину разногласий во власти Украины на самом верху. Очевидно, что МИД не принимал никакого участия в подготовке европейского турне Зеленского, что по меньшей мере вызывает недоумение. Последовавшие в ходе визита проколы – результат неподготовленности визита и слабой ориентации Зеленского в международной повестке. Мог ли в данном случае Павел Климкин играть свою игру? Возникают сомнения. А вот то, что этих проколов с нетерпением ждала команда Петра Порошенко – совершенно очевидно.
Донбасс vs НАТО
Один из самых болезненных вопросов для Украины – ситуация на Донбассе. Президентская кампания еще слишком свежа в памяти населения. Свежи утверждения Зеленского о том, что установление мира в стране для него – основной приоритет. К тому же по конституции Украины международная политика и оборона – зона его ответственности. Участившиеся обстрелы также не работают на повышение авторитета Зеленского как президента и верховного главнокомандующего.
Когда сводишь в единое целое разрозненные факты из новостей и событий, возникает убеждение, что есть некий план с прекрасно выписанной дорожной картой, которая предполагает создание постоянной “болевой точки” у самых границ России. О существовании плана знают основные игроки, которые четко следуют по всем пунктам.
Какие основания имеются для того, чтобы говорить о наличии такого плана?
Пять лет идет война на территории страны. Пять лет гибнут люди, в большинстве своем с одинаковыми паспортами в карманах. Является ли для ушедшего и нынешнего руководства Украины секретом, что для жителей Донбасса вступление Украины в НАТО неприемлимо? Конечно же нет. Прекрасно знали и знают. Более того, вступление в НАТО по факту – всего лишь закрепление де-юре уже давно свершившегося факта. НАТО уже давно присутствует в Украине. Но раздражитель в виде закрепления курса в НАТО появляется как статья в конституции.
Сможет ли так горячо поддерживаемый и распиаренный российскими медиа Виктор Медведчук и его сотоварищи, придя в Раду, найти конституционное большинство для того, чтобы убрать этот пункт из конституции, покажет время.
Размен членства России в ПАСЕ на пленных украинцев?
Зеленский неоднократно озвучивал то, что все его попытки оговорить невозможность возвращения делегации в ПАСЕ оказались безрезультатными. Эммануэль Макрон, Ангела Меркель, европейские чиновники более мелкого уровня в разговоре подчеркивали, что вопрос возвращения российской делегации решен и обсуждению не подлежит. Информировали ли Зеленского об условиях, на которых принято решение о возвращении – история, покрайне мере пока, умалчивает.
Но отдельные медийные ресурсы Украины смогли получить информацию о кое-каких деталях этого неафишируемого соглашения. По замыслу готовивших договоренности, лидеры ведущих стран Европы и руководство ПАСЕ обеспечивают возвращение делегации РФ с сохранением ее прав в полном объеме. В свою очередь РФ обеспечивает свободу украинским морякам, содержащимся под стражей на территории России. Под каким удобным для руководства РФ “соусом” это будет сделано – головная боль российской стороны. Каким образом вернули российскую делегацию, мы все свидетели из многочисленных и бравурных репортажей на всех российских телеканалах. А вот с выполнением своих обязательств российской стороны произошла заминка, что совсем плохо – это невыполнение взятых на себя обязательств.
Продолжающий пребывать в должности министра иностранных дел Украины пан Климкин “разглядел” (с помощью со стороны) подвох. По мнению главного украинского мидовца, принятие ноты российского дипломатического ведомства к сведению и любые действия по реализации положений, изложенных в ноте, означают признание юрисдикции российских судов на территории Крыма законными, а следовательно сам Крым – российским. Есть ли подвох де-юре – это вопрос к специалистам по международному праву. Только факт остается фактом. Российская делегация вернулась в ПАСЕ, а вот украинские моряки по-прежнему находятся под стражей.
Каким будет выход из сложившегося положения? События последних дней все больше наводят на мысль о конфиденциальных договоренностях, которые достигнуты и реализуются. Кроме ситуации с ПАСЕ и украинскими моряками, обращает на себя внимание и то, что буквально накануне начала работы G20 Венесуэлу покинули все российские специалисты. Время окончания ими контрактных работ в этой стране удивительным образом совпало с началом важнейшего международного форума.
Алекс Камусов – политолог, специально для ИА “Реалист”