СТЕПАНАКЕРТ (ИА Реалист). На протяжении почти трех десятков лет Минская группа ОБСЕ, а в последующем – три ее сопредседателя, обладая соответствующим международным мандатом, играли ведущую посредническую роль в поисках путей достижения всеобъемлющего урегулирования азербайджано-карабахского конфликта мирными средствами на основе Устава ООН.
Принципы урегулирования, предложенные Сопредседателями МГ ОБСЕ, включали также важные принципы – право народов на самоопределение, на основе которого должен быть определен окончательный статус Арцаха (Нагорного Карабаха), и неприменение силы и угрозы силы. Однако вооруженная агрессия, развязанная в 2020 году Азербайджаном при активном участии Турции против Арцаха и его народа, отбросила назад многолетние усилия Сопредседателей МГ ОБСЕ по мирному урегулированию конфликта.
Уверены, что сложившаяся в результате нелегитимного применения силы ситуация не может и не должна признаваться в качестве отправной точки для всеобъемлющего урегулирования конфликта. Статус Республики Арцах по-прежнему нуждается в международном признании на основе уважения права народа Арцаха на самоопределение. Вооруженное вмешательство Турции в азербайджано-карабахский конфликт с привлечением международных террористов из стран Ближнего Востока, незаконное удерживание Азербайджаном более ста армянских военнопленных и другие военные преступления были осуждены со стороны парламентов ряда стран и авторитетных международных организаций и институтов.
Пользуясь сложной ситуацией на международной арене и непризнанностью независимости Республики Арцах, власти Азербайджана прибегли к очередному преступному акту против народа Арцаха, заблокировав 12 декабря 2022 года транспортное сообщение по международно признанному Лачинскому (Бердзорскому) коридору, который является единственным путем, связующим Арцах с Арменией и внешним миром.
Блокада Арцаха нарушает права и свободы 120-тысячного населения Арцаха, включая 30 тысяч детей, а также несколько десятков тысяч женщин и людей преклонного возраста. В результате блокады Арцаха уже возникли серьезные проблемы с лекарственным и продовольственным обеспечением, страна оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Закрытие транспортного коридора остановило масштабное строительство, которое проводилось с целью обеспечения жильем беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших свои дома в результате азербайджанской оккупации в 2020 году.
Своими преступными действиями власти Азербайджана создают невыносимые условия для жизни людей с целью вынудить народ Арцаха отказаться от своих фундаментальных прав, включая право на самоопределение. В качестве альтернативы предлагается либо полное истребление, либо принуждение коренного армянского народа Арцаха покинуть места своего постоянного проживания.
Официально поддержанные руководством Турции действия властей Азербайджана по захвату в качестве заложников 120 тысяч граждан Арцаха и выдвигаемые официальным Баку условия для их освобождения, которые носят политический и меркантильный характер, согласно международному праву, являются высшей формой проявления международного терроризма.
Армянофобская политика турецко-азербайджанского тандема продолжается по сей день. Призывы США, стран Европы, России и применение одних лишь политических инструментов не оказывают должного влияния на геноцидальную политику тандема против этнических армян.
В связи с тем, что Миротворческий контингент РФ в Арцахе не в состоянии препятствовать преступным действиям Азербайджана, несмотря на обязательства, возложенные на него в рамках трехстороннего Заявления от 9 ноября 2020 года, просим вас рассмотреть возможность развертывания в Арцахе дополнительных международных сил по поддержанию мира, наделенных мандатом Совета Безопасности ООН, для обеспечения полноценной безопасности Республики Арцах и ее граждан.
Убеждены, что Совет Безопасности ООН, в котором возглавляемые вами страны имеют статус постоянных членов, обладает достаточными международно-правовыми основаниями и возможностями для применения в полной мере необходимого инструментария, направленного на сдерживание Азербайджана от реализации геноцидальных намерений и прекращение его преступных действий, нарушающих Устав ООН .
- ОО “Союз беженцев НКР” Сарьян С.
- ОО “Материнство Арцаха” Микаелян А.
- ОО “Союз ветеранов афганской войны” Геворкян А.
- ОО “Независимый Центр стратегических исследований” Бабаян Г.
- ОО “Соединенная Армения” Григорян А.
- ОО “Орлы Арцаха” Саакян А.Г.
- ОО “Научный центр “Качар” Арутюнян М.
- ОО “Федерация профсоюзов НКР” Каграманян А.
- ОО “Армяно-Российский казачий миротворческий Союз” Арутюнян А.
- ОО “Насильственно перемещенные лица г. Шуши” Осипян Г.
- Арцахский филиал армянского миссионерского общества Америки Крапетян В.
- ОО “Общество слепых НКР” Мардян А.
- ОО Военно-патриотический Союз “Вера и мужество” Магакелян Г.
- ОО “Центр поддержки и развития женщин и детей” Асрян И.
- ОО “Айки Серунд” Петросян А.
- ОО “Духовное возрождение” Балаян Е.
- ОО “Вперед Арцах” Айрапетян А.
- ОО “Идея” Айрапетян А.
- ОО “Объединение беженцев во имя справедливости” Тамрзян С.
- ОО “Образование для будущего” Габриелян И.
- ОО “Арцах Файт” спортивный клуб Айрапетян А.
- ОО “Союз родственников погибших и пропавших без вести военнослужащих в третьей Арцахской войне” Асрян А.
- ОО “Союз родных погибших военнослужащих НКР” Арустамян А.
- ОО “Один кулак одна нация” Григорян К.
- ОО “Объединение ветеранов полиции НКР” Симонян В.
- ОО “Патриотическое объединение “Сарушен” Аветисян А.
- ОО “Союз родных пропавших без вести воинов НКР” Григорян В.
- ОО “Центр молодежных общественных исследований” Аванесов О.
- ОО “Объединение женщин-беженок” Авакян Р.
- ОО “Разумный гражданин” Авагимян А.
- ОО “Национальный Арцах” Согомонян А.
- ОО “Поколение победителей” Мирзоян Г.
- ОО “Степанакертский пресс-клуб” Багдасарян Г.
- ОО “Центр гражданских инициатив” Восканян А.
- ОО “Гражданский хаб“ Амбарцумян Л.
- ОО “Возвращение в Дизак” Карамян М.
- ОО “Возвращение в Кашатаг” Мовсисян К.
- ОО защиты прав армян Арцаха Авагян М.
- ОО женщин Шуши “Гармония” Арустамян Д.
- ОО “Союз танца и спортивного танца Республики Арцах” Мамян М.