ГАЗА (ИА Реалист). Биеннале, как акт неповиновения военному наступлению Израиля на Газу, намерены организовать около 50 палестинских художников.
По словам автора идеи — 26-летней жительницы Хан-Юниса Тасним Шатат, главная цель биеннале — привлечь внимание мирового сообщества к тяжелому положению 2,3 млн жителей этой территории, подвергающихся бомбардировкам на протяжении более 13 месяцев.
«Крупнейшие художественные события в мире называются биеннале, они собирают самых важных художников мира, чтобы они могли обратиться к самым важным вещам в мире через свое искусство. Для нас самые важные художники в мире сейчас — это художники Газы»,— пояснила Шатат в интервью The Guardian причины, из-за которых палестинские художники решили назвать свою выставку биеннале.
По ее словам, название также является заявлением о намерении, что биеннале станет повторяющимся мероприятием, а также надеждой, что и Газа, и художники по-прежнему будут существовать через два года.
Выставка, по задумке организаторов, должна показать, что попытка Израиля лишить палестинцев человечности, оказалась провальной.
«Война украла у нас и у народа Газы многое, и она продолжает красть все, но все же мир молчит. Мы хотим, чтобы международные институты по всему миру разместили эти рисунки и картины и выставили их на обозрение. Мы не будем рассказывать истории, которые мир уже хорошо знает, но мы расскажем вам о возрождении тьмы несправедливости, мы расскажем вам о жизни среди смерти», — говорит Шатат.
Сейчас палестинские художники ищут художественные галереи за рубежом, которые согласятся выставить их работы. Организаторы говорят, что если найдется страна, которая сможет провести биеннале, посвященную Газе, это станет беспрецедентным событием современности: художники, находящиеся в осаде и голодающие, смогут организовать выставку на мировой сцене.
Однако, помимо вопроса с поиском галереи, художникам предстоит решить еще одну немаловажную проблему — как переправить свои картины через израильские осадные линии.
Около четверти художников из этого списка сумели пересечь границу с Египтом в начале войны. Из тех, кто остался, некоторые попытаются отправить произведения искусства из Газы с гуманитарными работниками, которым время от времени разрешается пересекать линию; другие отправляют материалы в электронном виде, а некоторые будут сотрудничать с художниками в других странах, чтобы те воссоздали их искусство удаленно.
42-летний художник и учитель Мухаммад аль-Хадж, который сейчас укрывается в лагере Нусейрат в центральной части сектора Газа, пытается рисовать даже тогда, когда он и все вокруг него с трудом обеспечивают себя предметами первой необходимости.
«Не хватает еды и воды, нет палаток, и мы на грани зимы. В то же время у меня не хватает ручек, красок и фломастеров. Даже если они появятся, они будут стоить в несколько раз дороже обычной цены», — говорит художник.
У Хаджа когда-то была студия в городе Газа, но он все это потерял и переезжает из одного палаточного лагеря в другой.
«Через искусство мы посылаем миру сообщение о том, что мы все еще живы, и пока мы еще дышим, мы можем пролить свет на все, что здесь происходит», — поясняет Хадж.
37-летняя Руфайда Сехваил, чей дом был разрушен в результате бомбардировки, рассматривает перспективу биеннале, как шанс начать новую жизнь в качестве художника.
«Продолжение создания искусства в разгар войны и угнетения в Газе — это не просто творческий акт, это акт сопротивления и выживания сам по себе. В то время как Израиль сосредоточен на уничтожении жизни и культуры в Газе, моя преемственность в искусстве доказывает, что жизнь все еще продолжается, и что палестинская идентичность не будет стерта», — говорит она.
Проект Газа Биеннале находится на ранних стадиях и зависит от вмешательства художественной галереи или национального музея за рубежом, чтобы сделать его реальностью. Но Шатат настроена оптимистично.
«Все работы художников выйдут наружу. Они увидят свет, пересекут барьеры, границы и законы, и весь мир их увидит. В этом сила искусства, — надеется Шатат.