ИА Реалист: новости и аналитика

Русский/English/العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Свод принципов и ценностей для самоорганизации армянства

Армяне – рассеянный по миру народ, но в новых исторических условиях мы должны трансформироваться в сетевую нацию, главный узел которой – государство Армения, отмечает философ Рубен Киракосян в совместном исследовании с коллегами – доктором философских наук Олегом Габриеляном и кандидатом философских наук Дианой Гаспарян.

Рубен Киракосян Рубен Киракосян
2 марта, 2023, 22:37
Мнения
Интерьер монастыря Гегард

Интерьер монастыря Гегард

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Непрекращающийся политический кризис в Республике Армения и морально-психологический послевоенный стресс требуют чрезвычайно серьезных и ответственных решений народа и его элиты в выборе пути общего будущего.

Преамбула: постановка проблемы, цель и субъект

Только глубокий анализ и ясное понимание случившегося позволит найти ответы на исторические вызовы.

Проблема:

армянское государство и народ оказались перед угрозой существования.

  • Цель: определить принципы и ценности, на основе которых можно воссоздать и усилить уникальную армянскую идентичность и встроить ее в современный контекст, оперируя новыми эффективными формами сотрудничества между армянским государством и армянским миром.
  • Субъект: армянский народ в Армении как ядро мирового армянства и мировое армянство в целом.

Общее дело как проект будущего

Прежде всего надо самокритично пересмотреть устоявшиеся десятилетиями приоритеты, признать допущенные ошибки, главная из которых – отсутствие Общенационального дела, как проекта будущего.

Под общенациональным делом мы понимаем построение армянским народом, объединенным традиционными культурными ценностями, суверенного правового социального государства.

Именно строительство, обустройство и защита нашего Армянского Дома и должно стать тем общим делом, который объединит всех армян мира, не имеющих общей повестки.

Общество. Право. Государство

Мы понимаем общество, как консолидацию граждан, объединенных всеобщим взаимным признанием, доверием и уважением всех и каждого друг к другу.

Мы понимаем право, как общий институт, объединяющий и регулирующий возможности и намерения всех членов общества – граждан, когда нарушение прав одного гражданина одномоментно нарушает права всех граждан.

Мы понимаем государство как представитель и главный фактор, обеспечивающий возможность данной консолидации.

Общество, право и государство должны стать тремя точками опоры нашего существования в современности.  

Гарантом существования армянского государства и армянского народа, как политической нации, должен выступить, прежде всего, глобальный армянский мир.

Переосмысливая идентичность

После войны 2020 года для армянского мира сложилась совершенно новая реальность, в которой сохранить привычный уклад уже не получится. Вместе с тем, эту новую реальность можно воспринимать как исторический шанс для кардинальной трансформации негативной энергии разочарования в позитивную энергию коллективной работы над настоящим и будущим нашего народа.  

Произошедшее дает нам, как точку перезапуска, возможность пересмотра сложившихся норм и привычек, а также переосмысления приоритетов. Отныне предстоит положить в основу общественной жизни понятия взаимовыручки и взаимоподдержки, когда во главу угла ставится не только личное благополучие, но и его встраивание в общенациональное дело. А это возможно при формировании правового сознания и соблюдения прав и свобод, признаваемых армянским обществом и закрепленных в Конституции.

При этом мы выступаем за сохранение языковой, культурно-религиозной, этнической идентичности как жизненно важных и смыслообразующих, наряду с другими, в том числе с гражданской идентичностью армян, проживающих в других странах.

Отрадно, что у подавляющего числа соотечественников в диаспоре в настоящее время актуализировалась национальная идентичность и они хотят быть приобщенными к большой армянской семье, консолидированной вокруг Армении с Арцахом. Если мы не сможем трансформировать это желание в энергию, направленную на созидание армянства совместно с армянским государством, то нас ждет незавидная участь ассимиляции.

Самосохранение: образ жизни и семья

Существование общин в диаспоре до сих пор практически сводилось к мягкой ассимиляции в стране проживания, мы безнадежно строили и продолжаем строить родину вне родины при наличии Родины. Данная стратегия пост-геноцидного мышления, построенная на психологии народа лишенного государственности, себя давно изжила и ежедневно причиняет только ущерб и страдания, отвлекая от общенационального дела – построения Армянского Дома.

Армянство получило шанс переоценить свое самовосприятие, изменить перспективу обзора себя и окружения.

Мы – рассеянный по миру народ, но в новых исторических условиях должны трансформироваться в сетевую нацию, главный узел которой – государство Армения.  Оно, совместно с диаспорой, должно консолидировать всех нас вокруг будущего нашего народа.

Для этого каждая армянская семья и каждая самоорганизовавшаяся армянская община должны созидать нашу единую неделимую Родину, и стать гарантами ее существования и развития. Первая – посредством подтверждения своей идентичности и вклада в общее дело, вторая – механизмом конкретного участия.

Требуется колоссальное напряжение сил по укреплению нашей Родины и государства, а значит, и нас самих. Именно в этом смысл существования Всемирного армянства. В этом заключается наш долг перед предками, от которых приняли эстафету, и должны ее передать детям.

Молодежь как надежда

Сегодня мы возлагаем большие надежды на армянскую молодежь, которая демонстрирует не только истинный патриотизм и любовь к Родине, но и стремление к изменениям, твердое намерение строить свою жизнь согласно принципам самореализации, свободы и независимости, представительства своих интересов в органах власти и через институты гражданского общества.

Будущее Армении в руках ее молодого поколения. Ему обустраивать мир на армянской земле. Этому поколению решать, как служить Родине, как ее защищать, и какую цену оно готово заплатить за этот мир. Молодежь наглядно продемонстрировала всему армянству очень важное положение: в нашем народе достаточно жизненных сил, чтобы сопротивляться вызовам времени продолжать жить и развиваться. Мы надеемся, что имеем полное право назвать наших сыновей и дочерей героями за их безоговорочную готовность защищать Родину и бороться за ее свободу и независимость.

Принципы и ценности армянского народа: новые подходы к известным понятиям

На новом витке истории нам предстоит беспрецедентный по масштабу шаг к новой экстерриториальной самоорганизации. Перед этим нелегким восхождением нам всем необходимы ясность и стремление ко всеобщему и идентичному пониманию традиционных унаследованных из истории понятий, где бы мы ни находились, в какой бы культурной и языковой среде ни жили. В связи с этим предлагаем свое видение их содержания.

  • Армянский народ как политическая нация имеет свою идеологию, основанную на системе ценностей, что позволило ему состояться в статусе политического субъекта.
  • Система ценностей, основанная на традициях трудолюбия и любознательности, любви к ближнему, ценности индивидуальности, добрососедства, гостеприимстве и отсутствии ксенофобии, терпимости, языке и вере, позволяет организовать народ политически, экономически и культурно.
  • Творческая и созидательная сила народа, его вековые мечты и чаяния, формализованы в политическом процессе государственного строительства и отражены в Конституции Республики Армения.
  • Идеология армянского народа, как политической нации, строится на мощных мифологемах о прародителе Айке, Великой Армении, Библейской горе, райском саде, Эпосе, Письменности и Истории выдающихся личностей.  Собственно, это формируют у армян образ народа.
  • Армянство – многообразие субъектов, обеспечивающих жизнеспособность традиционных армянских национальных ценностей и приоритетов, поддерживающих экстерриториальную целостность армянского народа в прошлом, настоящем и в исторической перспективе.
  • Армянство шире, чем понятие армянский народ и включает в себя людей разных национальностей, которые соучаствуют в его судьбе, помогают пребывать народу в истории.
  • Армянство — это совокупность, организаций, сообществ, общинных структур, иных субъектов, деятельность которых направлена на сохранение армянской идентичности и развитие армянского народа.
  • Армянство, как рассеянная мировая сеть, является гарантом сохранности армянского народа, его культуры и благоденствия.
  • Армянский очаг — это любое место на мировой карте, где представитель армянства может найти помощь или сам будет в состоянии ее оказать во имя сохранения армянского народа и его будущего.
  • Армянский дом – страна Армения – древняя наирийская земля – Родина армян.
  • Армянские общины диаспоры – экстерриториальные системы местного самоуправления армян мира, являющиеся внешними столпами Армянского Дома.
  • Армянский мир – культурно-цивилизационное пространство, не имеющее границ, сетевое устройство армянства во всем его многообразии форм и способов существования.
  • Армянский народ – исторически сложившаяся этническая экстерриториальная общность людей, объединенная историей, верой, языком, традициями и ценностями, способная к собственному демографическому воспроизводству и развитию во всех сферах социальной жизни: политической, экономической и культурной.
  • Армения – страна, в которой сохраняется такая возможность исторического и актуального пребывания и развития.
  • Государство Армения – высшая форма политической суверенной самоорганизации армянского народа, посредством которой он обретает статус политической нации, а в мировом сообществе – равноправного субъекта.
  • Национальная идея армянского народа быть трижды первоначалом:

– Армения – гора Арарат, приютившая Ковчег.

– Армения – первое государство, принявшее христианство.

– Армяне – автохтонный народ со своим языком и письменностью.

  • Идеи армянского мира – это то, чем он может быть интересен остальному миру, то есть то, что он может дать другим.
  • Миссия Армении – быть уникальным местом диалога Запада и Востока – это межконфессиональная, межцивилизационная функция. Но важно не само место, а то, что здесь вырабатывается духовно. У армянского народа есть опыт быть на перекрестке: перевода, освоения и диалога. Этот опыт должен превратиться в новый ответ интересный миру.
  • Культурный код армянского народа: личность, семья, вера, язык, достаток.
  • Армянская государственность возможна только при условии этого кода. Он помог древнему народу пережить геноцид — это идеология христианской духовной стойкости и народная мораль физической выживаемости. Но для армянской государственности необходимо дополнить этот код важным элементом – Общенациональным делом.
  • Армения, как государство должно быть построено на принципах свободы гражданина и взаимной социальной ответственности, быть обществом социальной справедливости.
  • Важнейшей ценностью армянской ментальности, ключом к ее нравственным ориентирам является отсутствие в истории Армении длительного периода рабства, различных форм внутреннего рабовладения, будь то закрепощение армянского народа армянскими нахарарами и монархами или обращение в рабство ассимилированных народов. Это обстоятельство связывают с ранним принятием Арменией христианства с его важнейшими гуманистическими ценностями братства людей и равенства всех людей перед Богом.
  • Армянская культура гуманистична в своей основе. Исторически для армянского сознания ценность человеческой жизни мыслилась в качестве абсолютной ценности, ценнее которой не могут быть никакие сверхличные образования – корона, трон, престол, государственность. В этом вопросе армянское самосознание уникальным образом противостояло другим цивилизациям, поставившим интересы Полиса и Империи над интересами отдельно взятого человека. Частное не менее важно, чем общее и во многом именно оно придает смысл общему – со-вместности со-граждан.
  • Важнейшим и во многом сакральным элементом общности в армянской культуре является семья. Она представляет собой тот центр сакральной силы, которая создает безусловные смыслы. Укореняясь в своей семье, армянин осознает также свою безусловную значимость и ценность.
  • Дух армянского индивидуализма носит родовой отпечаток, но это не меняет его природы. Армянская культура мало подвержена риску построения тираний патерналистского типа, в которых правитель или диктатор претендует на абсолютную власть и абсолютное подчинение граждан, обещая взамен чувство причастности к целому и размытой в коллективе значимости. Имея твердую основу и устойчивую поддержку в своей семье и собственном проекте, армянский гражданин заключают с государством исключительно контрактные отношения, а также готов к личной ответственности.
Философ Диана Гаспарян
Философ Диана Гаспарян

Армянский мир: институты самоорганизации

  • Государство. Армянская государственность строится снизу – ее основа армянская семья. Именно семья является смыслопорождающим фактором армянской государственности. Основная двуединая цель государства – национальная безопасность и рост благосостояния домохозяйств.
  • Домохозяйство – это экономически, социально и культурно оформленное развитие армянской семьи.
  • Община – домохозяйства объединяются в институт территориальных самоуправляемых общин, которые самостоятельно формируют свою повестку и местные органы самоуправления.
  • Партии – многообразие политических партий не соответствует армянской идеологии семья-народ-государство. Народ-партия есть оптимальный механизм.
  • Вооруженные силы – механизм защиты государственности и суверенности. Республика Армения должна иметь профессиональную армию. 
  • Солдат. Профессиональный воин – особая социальная страта. Он должен быть наделен дополнительными правами и привилегиями, также, как и его семья. При гибели или ранении профессионального военного забота о его семье ответственность государства и общества. Социально-экономический уровень защищенности и обеспеченности семьи военнослужащего должен быть обеспечен не ниже, чем до потери кормильца.
  • Церковь. Институт Святой Армянской Апостольской Церкви традиционно окормляет христианскую веру армянского народа. Этот институт традиционно является главным и центральным в духовной жизни армянского народа. При этом, сама духовная, конфессиональная и культурная жизнь армянства значительно шире и разнообразнее, что позволяет каждому ее представителю осваивать современность в рамках своего личного выбора.

Вместе с тем, несмотря на все многообразие палитры национальных институтов для построения прочной структуры армянского общества очень не хватает активности первичных звеньев гражданской самоорганизации, а также органов высшего общенационального управления, т.е. с одной стороны, нет реального первичного звена самоорганизации общества, а с другой – высшего управленческого уровня. Именно потому и нет устойчивой конструкции в армянском мире. Отсутствует фундамент, опора «на землю» – реальное местное самоуправление, нет также единого высшего национального управляющего органа.

Слева направо профессор Олег Гаспарян и философ Рубен Киракосян
Слева направо профессор Олег Гаспарян и философ Рубен Киракосян

В связи с этим предлагается учреждение недостающих в обществе институтов:

  • Ашхаражохов (общенациональное собрание) – это форма самоуправления и институт личного участия каждого представителя армянства, где бы он ни жил в обсуждении и принятии решений по вопросам либо местного, либо общенационального значения.
  • Ашхаражохов – должен быть конституционно оформленным органом, что приведет как к его лучшей, эффективной самоорганизации всего армянства, так и поставит армянское государство под внешний гражданский контроль и более эффективно организованную помощь. Этот институт должен быть финансово независимым органом, через который будет осуществляться взаимопомощь в рамках глобального армянского мира.
  • Ашхаражохов – высший общенациональный коллегиальный орган управления, формируемый мировым армянством. Решениями национального собрания руководствуется также Республика Армения. Во главе общенационального собрания – избираемый прямым открытым голосованием – национальный лидер армянского народа.   
  • Национальный лидер – институт экстерриториального координатора общенациональных процессов. Избирается прямым демократическим голосованием из кандидатур, представленных институтами местного самоуправления – общинами, или отдельно структурированными сообществами. Национальный лидер возглавляет общенациональный Ашхаражохов  – общенациональное собрание, и является медиатором во всех конфликтах, которые могут угрожать единству армянского мира. Период реализации полномочий лидера не может превышать определенного срока и должен быть ограничен. Данное требование должно неукоснительно соблюдаться и находится под прямым контролем избирателей. Национальное лидерство не может перерастать в пожизненный статус, но служит исключительно временной привилегией, которая должна быть доступная  как можно большему числу активных граждан, желающих попробовать себя в таком качестве.

Лишь выстроив всю вертикаль общества снизу доверху, сможем обрести суверенность, гарантировать реализацию прав и обязанностей, создать органы общественного контроля за государством, устранить антагонизм между армянским обществом и армянским государством.

Автор – философ и адвокат Рубен Киракосян, который выражает признательность за участие соавторам проекта:

декану философского факультета Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, доктору философских наук, профессору Олегу Габриеляну;

профессору Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, кандидату философских наук (МГУ) Диане Гаспарян.

Внешняя политика АрменииВнутренняя политика АрменииИстория АрменииВажноеАрмянская философияАрмянский вопрос
Предыдущая статья

Счетная палата сформулировала проблемы развития малых городов

Следующая статья

Пригожин посоветовал Зеленскому вывести войска из практически окруженного Бахмута

Похожие статьи

Фото: AFP / Getty
Мнения

Россия оглядывается на свои прошлые ошибки в экономике

21 марта, 2023
Жители Ходжалу стали жертвами политики бакинских политиканов
Мнения

Жители Ходжалу стали жертвами политики бакинских политиканов

28 февраля, 2023
Как воссоединить армян в единый народ
Мнения

Как воссоединить армян в единый народ

16 февраля, 2023
Фото: azertag.az
Мнения

На трассе Степанакерт-Горис орудуют военные преступники бакинского режима

8 февраля, 2023
Реджеп Эрдоган. Фото: AFP via Getty
Мнения

Эрдоган не хочет уходить, даже если проиграет выборы

6 февраля, 2023
Фото: Sputnik / AFP
Мнения

Можно ли доверять России и ее слову?

5 февраля, 2023
Важное
Важное
Народ в Ереване требует воссоединения Арцаха с Арменией, 1988 г. Фото: Ара Зобян / The Armenian Weekly

Симон Кагиян: Армяне должны сами решать свою судьбу

18 марта, 2023

МОСКВА (ИА Реалист). На эти и другие вопросы в беседе с ИА Реалист ответил общественный деятель, доктор философских наук Симон...

Бедрос Киркоров. Фото: личный фотоархив Б.Ф. Киркорова

Бедрос Киркоров: Армянская музыка занимает особое место в моем творчестве

10 марта, 2023

МОСКВА (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил легендарный певец, актер и народный артист России Бедрос Киркоров....

Фото: (сс) Cpl. Janessa Pon

Международные миротворцы в Арцахе — шанс отложить большую войну с бакинскими бандами

6 марта, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Ввод международных миротворцев из США и Франции в Арцах — единственная возможность отложить большую войну бакинского режима...

Фото: телеграм-канал Армянин

Бакинские банды напали на полицейских в Арцахе, убив троих офицеров

5 марта, 2023

СТЕПАНАКЕРТ (ИА Реалист). 5 марта около 10:00 часов по армянскому времени, на участке под названием «Хайпалу», бакинские банды совершили нападение...

Новости СМИ2

Мнения

Фото: AFP / Getty

Россия оглядывается на свои прошлые ошибки в экономике

21 марта, 2023

МОСКВА (ИА Реалист). В сложный период проводимой Россией специальной операции на Украине все четче стали проявляться наши огрехи и ошибки...

Интерьер монастыря Гегард

Свод принципов и ценностей для самоорганизации армянства

2 марта, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Непрекращающийся политический кризис в Республике Армения и морально-психологический послевоенный стресс требуют чрезвычайно серьезных и ответственных решений народа...

Жители Ходжалу стали жертвами политики бакинских политиканов

Жители Ходжалу стали жертвами политики бакинских политиканов

28 февраля, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Азербайджан продолжает проталкивать «Ходжалу» в качестве паритета чудовищным Сумгаитским погромам. Жители Ходжалу стали жертвами не азербайджано-арцахского конфликта,...

Как воссоединить армян в единый народ

Как воссоединить армян в единый народ

16 февраля, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Армянский мир «обесточен»… идейно. К этому вели моральная и ценностная несостоятельность всех авторитетных национальных структур: политических, религиозных,...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2022

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео

Русский/English/العربية

Добавить Новый Список