КИЕВ (ИА Реалист). Феномен успеха пропаганды состоит в том, что люди погружены исключительно в сегодняшние новости, считает профессор, специалист по информационным войнам Георгий Почепцов. Он добавил, что статья получает 80 % просмотров в первые 24 часа, поэтому бороться за остаток в 20% вообще не имеет смысла.
«Захватить сознание нужно здесь и сейчас… Причем пропаганда — это скорее информация серой зоны, которую не так легко признать неправдой. Это определенная «смесь» правды и неправды, преувеличений и преуменьшений. Часто пропагандистское сообщение направлено не на то, чтобы сообщить что-то, а на то, чтобы разрушить веру массового сознания в правдивость той или иной информации. То есть функционально пропаганда может оказаться всем.
Пропаганда — это разговор с массовым сознанием, книга стремится «завязать дружбу» с индивидуальным сознанием. Пропаганда стремится понравиться всем, книга ориентирована только на своего потенциального читателя. Книга — умна, пропаганда — доступна», — подчеркнул Почепцов.
Он убежден, что медийная составляющая может побеждать информационную:
«Если глупость тиражировать, она становится истиной. А у пропаганды всегда самые большие тиражи и самые популярные медиа. Именно поэтому, хотим мы этого или нет, мы всегда живем в мире пропаганды. Она по обыкновению более доступна, чем правда. А люди всегда подвержены магии слова. Они считают, что раз об этом сказали с экрана телевизора, то это правда.
И главным источником поддержки власти сегодня являются постаревшие советские люди, привыкшие верить телевизору. Отсюда возникают властители современных дум».
Профессор пояснил, что апробированные веками механизмы лежат в основе успешной пропаганды:
«Часто это борьба между доминирующей и второстепенными интерпретациями действительности, присутствующая всегда, в результате которой версия, выгодная власти, должна победить. И это демонстрирует зависимость власти от населения, хотя власть всячески скрывает это, пытаясь занять позицию независимого судьи.
Существует множество возможных картин мира, но властная версия является наиболее, условно говоря, «сказочной», поскольку в ней власть всегда выглядит победителем. Это сказка для взрослых. Многие готовы в нее поверить, поскольку у человека с другой версией действительности могут быть неприятности. А человек старается уходить от неприятностей. Тем более каждое новое пропагандистское сообщение подтверждает и развивает то, что уже было сказано».
По его мнению, распространение пропагандистской версии действительности облегчает тот факт, что «власть не только удерживает свою интерпретацию, но и борется с теми, кто пытается посмотреть на мир не так».