Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Россию пора спасать: нефть и газ уже не помогут

Москва, 06.06.2020, 17:19

Страна оказалась перед очередным непростым выбором: провести давно назревшие реформы власти и экономики или попытаться законсервировать ту, явно устаревшую и уродливую «вертикаль власти», которую слепили политтехнологи Кремля типа господина Суркова, подчеркнул Станислав Иванов

Фото: АР

Многие политики и эксперты анализируют первые последствия пандемии коронавируса и переживаемого всем миром очередного финансово-экономического и социального кризиса и пытаются найти им «противоядие», т.е. способ его преодоления с наименьшими потерями для своих экономик и населения.

Если верить официальным данным, то Россия пока находится на третьем месте в мире по числу инфицированных коронавирусом лиц. Впереди нас по этому показателю только США и Бразилия. Относительно невысокий процент смертности от этой болезни в РФ говорит или об эффективности превентивных и активных противовирусных мероприятий или о неточности сообщаемых нашим Минздравом сведений. Тем не менее, есть определенная уверенность в том, что Россия в течение нескольких ближайших месяцев сможет окончательно справиться с этой болезнью.

Гораздо опаснее и тяжелее по последствиям оказался так называемый рукотворный кризис, когда в Кремле было принято решение выйти в одностороннем порядке из соглашения ОПЕК+, в результате чего цены на нефть упали сразу в несколько раз. Это самым негативным образом сказалось на бюджетах всех основных экспортеров нефти, в первую очередь РФ, Саудовской Аравии и США. Производителям сланцевой нефти пришлось даже сворачивать нефтедобычу по причине ее нерентабельности.

Но самым уязвимым звеном в этом углеводородном кризисе оказалась все же Россия. Вслед за падением цен на нефть обвалилась и российская валюта, рубль по отношению к евро и доллару США снизился примерно на 30 %. Этот феномен еще предстоит изучить чиновниками Центробанка и Минфина РФ и объяснить своему населению, ведь валюта США в тех же условиях лишь укрепилась, а валюты других мировых экспортеров нефти (саудовский риял, нигерийская найра) остались на прежнем уровне.

Крупные российские компании, банки, госкорпорации, та же «Роснефть», руководитель которой Игорь Сечин был инициатором выхода из сделки с ОПЕК, настойчиво просят финансовую помощь от государства и рассчитывают на ее получение. Российские же потребители ожидают во втором полугодии 2020 года повышение цен на продукты питания, промышленные товары и медикаменты, закупаемые за рубежом (примерно 50 % рынка). Практика рыночных отношений в России показывает, что вслед за ростом цен на импортные товары происходит автоматическое повышение цен и на отечественную продукцию. Таким образом, инфляция становится неизбежной, и она поглощает все ранее проиндексированные части зарплат и пенсий большинства населения страны. Пока трудно даже примерно назвать цифры падения ВВП страны, но в среднегодовом исчислении они могут вполне оказаться на уровне 6-8 % и больше.

Если к этим бедам добавить значительный рост числа россиян, оказавшихся за чертой бедности, уровня безработицы, закрытие, и так немногочисленных, предприятий среднего и малого бизнеса, как следствие, общий рост социальной напряженности, то Россия оказалась на пороге нового, беспрецедентного по масштабам, кризиса.

Запоздалое решение Кремля вернуться в формат ОПЕК+ с 1 мая уже со значительным сокращением доли РФ в мировом экспорте углеводородов пока лишь остановило дальнейшее падение цен на нефть, но говорить об их возвращении к уровню хотя бы начала 2020 года не приходится. Хранилища нефти в большинстве стран заполнены, потребление нефтепродуктов пока остается низким, сокращение объемов экспорта нефти оказалось явно недостаточным, чтобы существенно повысить ее стоимость. Похоже на то, что ренессанс стабильно высоких цен на углеводороды может навсегда уйти в историю. Передовые страны усилили свои НИОКР в области снижения энергоемкости своих производств, ускоренными темпами развиваются альтернативные и возобновляемые источники энергии. России же предстоит весьма затратная масштабная работа по закрытию части своих нефтяных и газовых скважин и их дорогостоящая консервация.

Надеяться на то, что $168 млрд Фонда национального благосостояния (ФНБ) решат все кризисные проблемы России не приходится. Латать все новые дыры в госбюджете, осуществлять значительные вливания в банки и крупные компании, поддерживать курс рубля от его окончательного обвала, выполнять хотя бы частично социальные обязательства перед населением – все это в перспективе может привести к преждевременному истощению ФНБ.

Страна оказалась перед очередным непростым выбором: провести давно назревшие реформы власти и экономики или попытаться законсервировать ту, явно устаревшую и уродливую «вертикаль власти», которую слепили политтехнологи Кремля типа господина Суркова.

Что стоит на повестке дня?

Во-первых, в корне изменить сложившуюся порочную систему власти, когда исполнительная, законодательная, судебная власти, Центризбирком и СМИ контролируются Администрацией президента. Все ветви власти должны стать на деле независимыми друг от друга и быть подконтрольными только своим избирателям. Надо решительно сократить чиновничье-бюрократический аппарат в Москве и на местах. Содержать администрацию президента в 22-х зданиях бывшего комплекса ЦК КПСС, численностью более 10 тыс. человек, и, не менее многочисленный, аппарат правительства в Белом доме на Набережной Москвы-реки накладно даже для такого большого государства, как Россия.

Было бы оправданным упразднить должность главы правительства и возложить на президента его функции, как это сделано в США. Может быть и другой вариант: парламентской республики, когда Госдума назначает главу правительства и поручает ему сформировать кабинет министров. В таком случае, президент с небольшим аппаратом выполняет лишь представительские функции. В любом случае, ни президент, ни премьер-министр не имеют права вмешиваться в формирование парламента и его работу, а тем более, в судебные органы власти, Центризбирком и СМИ.

Во-вторых, давно пора восстановить принцип федерализма, который пока сохранился лишь в названии – Российская Федерация. Субъектам федерации надо вернуть всю полноту власти, кроме оборонной и внешней политики государства. Губернаторы, мэры, главы муниципалитетов и управ (районов) должны избираться прямым голосованием избирателей на местах и быть подотчетными только им. Практика показала, что назначенные из Кремля губернаторы не служат своему народу, а пытаются лишь быть лояльными и угодить своему «хозяину» в Кремле. В результате, вскрыты целые преступные кланы и сообщества губернаторов, мэров, других чиновников. Многие из них берут пример с федеральных министров, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, генералов и полковников ФСБ, ФСИН, ФСО, МВД, других силовых ведомств – коррупционеров и теневых миллиардеров. Коррупция в стране достигла таких масштабов, что давно уже представляет угрозу национальной безопасности.

Передав властные полномочия на места, надо реформировать и всю фискальную систему, чтобы в РФ не стало так называемых убыточных или дотационных регионов. Сейчас их подавляющее большинство. Значительная часть налогов и ренты от добычи углеводородов и других природных ресурсов (золота, алмазов, леса, рыбы, крабов и т.п.) должна оставаться на местах и служить населению и развитию субъектов федерации. Порочную практику, когда все налоги и доходы госкорпораций выкачиваются в федеральный центр, а потом волюнтаристски распределяются чиновниками в Москве и частично возвращаются в регионы надо прекращать.

Осуществив хотя бы часть из этих реформ, можно будет всерьез заняться диверсификацией экономики и перейти от слов к делу, чтобы наконец-то «слезть с нефтегазовой иглы». Часть того же ФНБ можно было бы направить на приобретение новых технологий за рубежом или на отечественные НИОКР. Желательно в ближайшие годы вывести страну из положения унизительного сырьевого придатка Китая и стран ЕС и сделать ее привлекательной для инвестиций.

Последнее можно будет осуществить только на благоприятном внешнем фоне, когда Россия выйдет из международной изоляции. Узкий круг партнеров на международной арене в лице ненадежных «друзей» типа Эрдогана, Асада и иранских аятолл и сохраняющиеся ограничительные санкции против российских компаний, чиновников и олигархов самым неблагоприятным образом сказываются на политическом и финансово-экономическом положении России. Нормализация отношений с США и Западом и укрепление мер доверия могли бы также реанимировать разоруженческий процесс, позволили бы сэкономить триллионы рублей, расходуемые на оборону и силовые ведомства. Практика показывает, что с современными угрозами человечеству, такими как пандемия коронавируса, международный терроризм, наркотрафик и природные катаклизмы можно справиться лишь совместными усилиями всего мирового сообщества.

 

Станислав Иванов – независимый эксперт, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...