ПЕКИН (ИА Реалист). Китайское Государственное управление по регулированию рынка (SAMR) объявило о начале антимонопольной проверки сделки по продаже двух портов на Панамском канале. Объекты принадлежат гонконгской компании CK Hutchison, которая планирует передать их консорциуму под руководством BlackRock в рамках глобального соглашения стоимостью $22,8 млрд по продаже 43 портов. Об этом сообщает газета Financial Times.
Как уточняется на сайте SAMR, проверка будет проводиться «в соответствии с законом» и направлена на защиту конкуренции и общественных интересов. Заявление регулятора опубликовано в ответ на запрос пропекинского издания Ta Kung Pao, ранее назвавшего сделку «предательской» и «угоднической».
Пока неясно, сосредоточится ли проверка только на панамских портах или затронет всю структуру сделки. По данным источников FT, регулятор с прошлой недели собирает информацию и консультируется с отраслевыми экспертами. Один из них рекомендовал SAMR выдвинуть условия, которые не допустят снижения конкурентоспособности китайских судоходных компаний.
Формальное подписание соглашения по Панаме было запланировано на 2 апреля, но теперь, как ожидается, будет отложено. По информации FT, переговоры между сторонами продолжаются, в том числе с учетом возможных требований китайского регулятора.
CK Hutchison, принадлежащая семье Ли Ка-Шина, оказалась под двойным давлением. В Пекине ей уже советовали «подумать дважды», прежде чем продавать активы американскому инвестору. В США же сделка воспринимается как шаг по снижению влияния Китая в зоне Панамского канала — Дональд Трамп заявлял, что США будут «забирать канал обратно».
Проверка SAMR уникальна: китайский регулятор редко вмешивается в сделки гонконгских компаний, зарегистрированных за пределами материкового Китая. При этом китайские активы CK Hutchison в сделку не входят.
Возможный срыв сделки ударит по доверию к Гонконгу как международному финансовому центру. Пекин демонстрирует готовность блокировать внешние сделки даже за пределами своей юрисдикции, если видит в них стратегическую угрозу. Это создает новую зону неопределенности для глобального капитала, особенно на фоне продолжающейся конкуренции с США в сфере логистики и инфраструктуры.
CK Hutchison управляет портами в Панаме на условиях концессии с 1997 года. В 2021 году соглашение было продлено еще на 25 лет, но теперь подлежит аудиту по инициативе генаудитора Панамы Анэля Флореса. Причина — подозрения в низкой доходности для государства.














