МОСКВА (ИА Реалист). Минпромторг пытается узаконить использование подержанных запчастей, для чего подготовил изменения в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», сообщают «Известия». Пройдет ли такой маневр без суверенных правил распределения интеллектуальной собственности?
Новый министр Антон Алиханов может дать ход старому делу. В бытность Дениса Мантурова главой ведомства Минпромторг на протяжение двух лет тормозил легализацию ребилдинга (индустрии восстановления деталей машин).
К Правительству РФ с просьбой если не принять отдельный закон, то хотя бы зарегистрировать соответствующие коды в классификаторе видов экономической деятельности безуспешно обращались разные объединения: от конформистских (Союз транспортников, Комитет Госдумы по транспорту, Торгово-промышленная палата), до узко-профессиональных (Союз автосервисов, Национальный автомобильный союз)… Но по неизвестным причинам власти боятся ребилдинга, хотя в стране насчитывается (и нелегально работает) более 100 предприятий, обладающих мощностями для восстановления деталей машин, а некоторые регионы даже открывают новые заводы, нацеленные на обслуживание авторынка и станкостроения.
В новом письме на имя нового министра Автомобильный союз отмечает резкое увеличение сроков доставки иностранных запчастей по параллельному импорту в Россию, связывая это с проблемами платежей с Турцией, ОАЭ и Китаем. Средние сроки поставок с начала года удвоились, достигая одного месяца, а поставки некоторых комплектующих подвисают на срок до 45 дней.
У противников индустрии восстановления есть главный аргумент — это защита иностранной интеллектуальной собственности. Однако опыт Южной Африки и Бразилии (где приняты законы об обязательном раскрытии технических данных для импортеров продукции) или Турции (где индустрия ребилдинга построена постфактум и с ней приходится считаться), или КНР (где промышленное копирование деталей машин — это вообще естественная обязательная часть внутренней системы сертификации и стандартизации), показывают, что ребилдинг — это не признак отсталости. А наоборот — признак любой адекватной развитой индустриальной системы.
При попытке разобраться, что же именно в российских законах мешает бизнесу заниматься обратным инжинирингом и восстановлением иностранных запчастей, зацепки всплывают то на уровне наднациональных регламентов Таможенного союза, то в тайных разветвлениях Гражданского кодекса. Парадокс состоит в том, что эти нормативные барьеры туда никто специально не закладывал, они там естественным образом выявились при выработке судебных решений. Поскольку своего аутентичного Закона об интеллектуальной собственности в Российской Федерации нет от слова «ноль». А раз его нет, то обоснования приходят извне или плохо сочетаются со здравым смыслом.