Подготовка столичных политических сил к выборам в Мосгордуму интересна уже тем, что отражает развивающиеся постепенно, а потому не всегда заметные тенденции в российской политике. На парадоксах участия в региональных выборах статусных кандидатов; факторах, которые при определенных обстоятельствах могут работать на повышение престижа региональных заксобраний, а также потенциале кандидатов, ставших узнаваемыми благодаря участию в политических ток-шоу, стоит остановиться подробнее.
Прежде всего, пока заявлено об амбициях большего числа статусных кандидатов, чем принимало участие в аналогичной гонке 2014 года. Например, на либеральном фланге о намерении баллотироваться заявлял Сергей Митрохин, который не выдвигал свою кандидатуру в прошлый состав столичного парламента. Можно отметить и Дмитрия Гудкова, в 2014 году занимавшего кресло депутата Госдумы и также в кампании 5-летней давности не участвовавшего. В свою очередь, от КПРФ на этот раз намерено баллотироваться несколько бывших депутатов Госдумы, включая экс-кандидата в мэры Москвы Вадима Кумина и плотно много лет работающего с городской протестной повесткой Владимира Родина (в 2014 году от этой партии из бывших депутатов федерального парламента выдвигался только Сергей Бабурин). Возможно появление новых статусных фигур и среди кандидатов, связанных с “Единой Россией”. На самом деле, уже были прецеденты выдвижения в столичный парламент по одномандатным округам не только бывших, но даже действующих (на момент конкретной кампании) федеральных парламентариев. Можно вспомнить хоть далекий 1997 год, когда кандидатом в Мосгордуму был депутат Госдумы от КПРФ Александр Куваев, хоть в 2014-м, когда в столичный парламент выдвигалась член Совета Федерации Зинаида Драгункина (баллотировалась от “Единой России”).
Это может повысить интерес прессы к кампании, но совсем не обязательно приведет к росту активности избирателей – даже в тех округах, где участие ресурсных кандидатов сделает выборы более конкурентными. Опыт показывает, что конкурентная кампания далеко не всегда работает на рост явки (вспомним хотя бы выборы мэра Москвы или горсовета Красноярска в 2013-м году). При этом участие в столичных выборах “тяжеловесов” будет, во многом, тормозить карьеру начинающих политиков, консервируя политическое пространство города. Конечно, даже сравнительно успешное участие в выборах в качестве кандидата в депутаты в Мосгордумы не сделает начинающего политика «звездой» с широкой узнаваемостью, но авторитета и перспектив в собственной политической нише может добавить.
Другой интересный момент – заявление о намерении баллотироваться в Мосгордуму как минимум двух людей, активно участвующих в федеральных политических ток-шоу: эксперта-международника Николая Платошкина (будет выдвигаться от КПРФ) и телеведущего Романа Бабаяна. Стоит обратить внимание, во-первых, что ранее политические эксперты и ведущие общественно-политических программ, как правило, предпочитали выдвигаться сразу в федеральный, а не в столичный парламент. А во-вторых, не в первый раз такие люди сотрудничают именно с парламентской оппозицией. Вспомним случай Максима Шевченко, в 2018 году выдвигавшегося в губернаторы Владимирской области от КПРФ и ставшего депутатом заксобрания этого региона.
Эти взаимосвязанные тенденции объяснимы. С одной стороны, на оппозиционном фланге сейчас меньше фигур с федеральной узнаваемостью, чем в 1990-е или даже в первой половине 2000-х. Ведущие и активные участники политических ток-шоу, нередко, обладают более значительным медийным капиталом, чем большинство депутатов Госдумы. С другой стороны, появились факторы, которые, пусть и не всегда, но могут работать на повышение престижа региональных заксобраний. Например, с тех пор, как срок полномочий Госдумы был увеличен, амбициозным фигурам приходится дольше ожидать возможности, чтобы конвертировать имеющиеся у них ресурсы (тот же медийный капитал) в более престижный политический статус. В итоге, они вынуждены искать промежуточные варианты для таких политических инвестиций.
Обратим внимание – вероятное выдвижение целого ряда кандидатов в Мосгордуму многие воспринимают, как трамплин на пути в федеральный парламент. С другой стороны, поскольку большинство депутатов Госдумы находится для массового избирателя в “слепой зоне”, избрание в нижнюю палату уже не является для оппозиционного политика обязательным этапом успешной карьеры (как сказали бы древние римляне, частью cursus honorum). Вспомним: если в ходе президентских выборов 1996 года 7 из 10 оппозиционных кандидатов были депутатами Госдумы, то в 2018-м – только 1 из 7 (причем, 4 из этих 7 не были федеральными парламентариями никогда). На этом фоне интерес федеральных медийных фигур к участию в региональных выборах в ближайшей перспективе может даже возрасти, ситуация на старте нынешней избирательной кампании в Москве отражает именно эту тенденцию.
В целом мажоритарная система выборов в столичный парламент работает, в основном, на снижение интереса федеральных СМИ к такой кампании уже по той причине, что такой формат, как правило, делает соответствующую политическую повестку более фрагментированной, локальной, а крупным изданиям интереснее работать с более масштабными темами. Вспомним, что самый большой федеральный резонанс имела кампания в Мосгордуму 2005 года, когда парламент избирался по смешанной системе. Тем не менее, поскольку возможно, что в нынешних столичных выборах примет участие больше медийных фигур, интерес к этой кампании в информационном пространстве может быть выше, чем в 2014 году.
Михаил Нейжмаков – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, специально для ИА “Реалист”