Некоторые эксперты полагают, что древний трактат по военному искусству годен лишь на то, чтобы с его помощью анализировать события далекого прошлого. Академик Андрей Кокошин, напротив, считает, что постижение трактата Сунь-цзы в наши дни, несмотря на его почтенный возраст, вполне актуально: «Изучение трактата Сунь Цзы существенно с военно-исторической точки зрения. Роль военно-исторических знаний в научном осмыслении политико-военных и военно-стратегических проблем остается базовой и в современных и перспективных условиях ХХІ века, когда стремительно изменяется характер войн и вооруженных конфликтов».
Аналогичным образом рассуждал и Хо Ши Мин, который включил свои переводы и комментарии к трактату Сунь-цзы в систему политучебы в середине 40-х годов прошлого века, что привело к системному усвоению военными и политиками нового способа стратегического мышления.
Имея, по сравнению со своими противниками, более ограниченные ресурсы, Вьетнам, тем не менее, на протяжении своей многовековой истории в основном успешно решал встававшие перед страной проблемы во многом благодаря системному стратегическому мышлению своих лидеров. Эта традиция продолжается и в наши дни.
В современном мире мало кто обращает внимание на то, что оценка исторических и текущих событий, а также прогнозов в отношении региональной и мировой политики в современном Вьетнаме происходит через призму классической стратагематики. Для этого чтобы в этом убедиться достаточно зайти в интернет и просмотреть некоторые популярные заголовки публицистических статей на вьетнамском языке.
Так, по мнению вьетнамского автора статьи «Путин и стратагема «победить, не сражаясь» в игре на Украине»: «в украинском конфликте Президент РФ использует один из классических заветов Сунь-цзы “bất chiến tự nhiên thành” “победить, не сражаясь”».
В статье «Что думает и чего хочет Президент Путин» тот же автор Хоай Тхань пишет: «В противостоянии с США РФ все время находит подходящую дистанцию поскольку правильно оценивает и хорошо контролирует ситуацию в соответствии с принципом “познай себя, познай другого”», что как известно представляет собой цитату из трактата Сунь-цзы «Искусство войны», которая в современную вьетнамскую аналитику была введена Хо Ши Мином в 1945 году.
Вот еще один пример из той же статьи: «российское руководство в целом, и президент Путин в частности стремятся к следующему: поддерживать состояние ничьей (или по меньшей мере под видом ничьей) чем дольше, тем лучше. Мир поможет России получить преимущество, поскольку Москва, не заплатив большой цены, все равно достигнет поставленных целей в более благоприятном геополитическом контексте. Это объясняет почему Россия постоянно использует подход «оливковая ветвь» в отношении противника. Его суть заключается в мирном подходе для решения кризиса в Сирии, чтобы не дать США шанс провести военную атаку. Так создаются и благоприятные условия для Киева по прекращению огня со стремящимися к независимости силами на Востоке после того, как правительственные силы потерпели практически полное военное поражение во время кампании лета 2014. Таким образом, Москва действует на основе принципа Сунь-цзы: победа в сражении низкая стратегия, победа без сражения высокая стратегия».
Другой вьетнамский автор Зань Туен в статье «Г-н Трамп использует Искусство войны Сунь-цзы, чтобы справиться с проблемой Северной Кореи» отмечает: «Со времени Сунь-цзы, автора «Искусства войны», внезапность и обманные маневры рассматриваются в качестве высокого военного искусства. Возможно, г-н Трамп использует эти стратагемы из трактата Сунь-цзы, чтобы справиться с Северной Кореей».
Еще один вьетнамский автор в статье «РФ использует «Искусство войны» Сунь-цзы в противостоянии с США и НАТО» утверждает: «Чтобы лучше понять то, что РФ делает в настоящее время и как они понимают войну, следует прочитать книгу Сунь-цзы «Искусство войны». Там написано: “«Война – это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко”».
Характеризуя внешнюю политику РФ в отношении НАТО, вьетнамский автор Данг Фыонг Тхао утверждает: «В РФ очень любят этот метод. Он характеризуется созданием инцидентов с целью вызвать определенные действия, что называется контроль реакции. Концепция направлена на создание международных инцидентов, на которые другие страны вынуждены реагировать таким образом, чтобы это обычно приносило пользу Кремлю». В данном случае мы стали свидетелями еще одного нового названия, который, как и рефлексивное управление, по-новому называет базовый стратагемный принцип косвенного управления действиями противника.
В рассмотренных выше примерах нас интересует не столько вопрос корректности оценки следования В. Путина, Д. Трампа и других ведущих мировых политиков заветам Сунь-цзы, сколько то, что в современном Вьетнаме их шаги на международной арене как в популярной прессе, так и на более высоком профессиональном уровне, оцениваются преимущественно через концептуальную призму выдающегося классического трактата, который активно используется даже журналистами и политическими обозревателями для оценки событий как далекого прошлого, так и происходящих в наши дни!
Трактат Сунь-цзы «Искусство войны» благодаря Хо Ши Мину оставил очень глубокий след в мышлении вьетнамских политиков, военных, комментаторов и эти проверенные временем аналитические призмы используются до сих пор в оценке военных, а также внешне и внутриполитических проблем в разных регионах мира.
В данном исследовании на конкретных примерах показано влияние традиционной китайской стратегии на формирование идеологии Хо Ши Мина, который тщательно изучал и творчески использовал наследие мудрецов Древнего Китая для освобождения своей страны в середине ХХ века, приступил к обучению этой науке командиров созданной им армии и партийных работников в критические для безопасности страны месяцы перед началом Первой Индокитайской войны.
Академик Кокошин полагает, что «военная сила остается исключительно важным инструментом политики и в условиях ХХІ века. За две с половиной тысячи лет со времени Сунь Цзы многократно менялись формы и способы применения военной силы, прошло несколько революций в военном деле. Но многие положения его трактата и трактатов других китайских военных мыслителей и полководцев прошлого сохраняют свою значимость и в современных условиях. Ибо они основаны на глубоком понимании природы человека и отношений между людьми в экстремальных условиях, которые характерны для войны и других ситуаций, связанных с применением военной силы».
Во Вьетнаме не только полностью согласны с мнением Кокошина, но и следуют этой линии не один десяток лет. Последние 75 лет руководство Вьетнама активно использовало творчески переработанное наследие Сунь-цзы, что позволило ему победить в асимметричных войнах сильных и умных противников, а также успешно провести экономические реформы в конце XX – начале XXI веков, используя различные идеологические подходы от стратагематики до марксизма-ленинизма и рыночной экономики там, где это было выгодно для страны.
Изучение реальной истории формирования идеологии Хо Ши Мина основной идеологической системы современного Вьетнама – позволяет понять подлинную логику политических и военных решений вьетнамского руководства как в период Индокитайских войн, так и в настоящее время. Именно идеология Хо Ши Мина, как квинтэссенция эффективных политтехнологий Востока и Запада, представляет собой теоретическую и практическую основу стратегии современного вьетнамского государства.
Владимир Колотов – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина.
ИА «Реалист» публикует выдержку из сочинения профессора Колотова в рамках инициативы по популяризации перспективных научных трудов отечественных ученых.