ВЛАДИВОСТОК (ИА Реалист). Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании девятого Восточного экономического форума, темой которого стала «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности». Как сообщает пресс-служба Кремля, в пленарной сессии также приняли участие заместитель председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэн и премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим.
«Мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век. Важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь. Вызовы, с которыми мы столкнулись в последнее время, и те объективные тенденции, а это самое главное, которые набирают силу в мировой экономике, когда основные деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития все больше переориентируется на Восток и Глобальный Юг», — отметил Путин в своем выступлении.
По словам президента, сегодня Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире, флагманом в новой глобальной экономической реальности.
«И от того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит будущее всей нашей страны», — подчеркнул Путин.
Глава государства отметил, что за последние 10 лет на Дальнем Востоке запущены или готовятся к запуску более 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов. Темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за этот период также увеличились, и они в три раза выше среднероссийских.
«Результат этих вложений тоже наглядный. Работают около тысячи новых предприятий. Создано более 140 тыс. рабочих мест. Динамика промышленного производства в регионе с 2013 года превысила общероссийские темпы на 25%. Напомню, что сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития и свободный порт Владивосток. Запущен преференциальный режим на Курилах. Создан специальный административный район на острове Русский», — подкрепил Путин свои слова данными официальной статистики.
Президент отметил, что административный район на острове Русский, уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше ₽5,5 трлн.
Глава государства заявил, что для полноценного развития Дальнего Востока требуются немалые энергетические мощности.
«Сегодня это 69 млрд Квт/ч в год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 млрд. Уже поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для неё механизмы проектного финансирования», — подчеркнул Путин.
По словам президента, большая работа ведется и в сфере развития транспортных и логистических возможностей региона. Так, по итогам текущего года провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 млн тонн.
«В ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 километров железнодорожного полотна. Для сравнения: столько же было уложено в рамках первого и второго этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же — в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 год. Словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил», — отметил глава государства.
Большое внимание уделяется и плану развития Северного морского пути. По данным президента, за последние 10 лет его грузопоток вырос почти на порядок: если в 2014 году по Севморпути было перевезено всего 4 млн тонн грузов, то в прошлом году — уже более 36 млн тонн.
«Масштабный план развития Северного морского пути развернут. Мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров. Чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, два года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы. Сегодня в этой схеме — 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока. Отмечу, что по итогам прошлого года мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 млн тонн. Разумеется, считаем, что это только начало. Будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним. В том числе это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн тонн, а в перспективе, конечно же, и выше», — подчеркнул глава государства.