МОСКВА (ИА Реалист). Первый замминистра финансов Леонид Горнин в интервью РБК заявил, что «регионам всегда не хватает денег, а недостаток ресурсов — это их главная фобия».
Чиновник рассказал о стабильном профиците консолидированных бюджетов регионов. Но есть и проблемы. Тем субъектам, у которых достаточно большая доля сырьевой экономики, теперь непросто спрогнозировать налоговый потенциал в финансовом периоде 2023–2024 годов.
«Нижестоящим бюджетам мы должны дать более устойчивые, не подверженные каким-то сильным конъюнктурным, геополитическим влияниям доходные налоговые источники. Но у нас сейчас главная проблема: какие дополнительные источники? Налог на прибыль дальше отдавать? Он усилит дифференциацию, он ничего слабым не даст, потому что 60% налога на прибыль — это десять субъектов РФ. Или НДС отдавать? Но НДС отражает общий оборот, это тоже невозможно, будет только усиление дифференциации», — пояснил заместитель министра.
Он подчеркнул, что правительство подошло к такому периоду, что «дополнительные доходные источники, которые просят передать субъектам, ограниченны, потому что в России очень сильная дифференциация налогового потенциала субъектов за счет сырьевого сегмента, неравномерного распределения трудовых ресурсов, промышленного производства, промышленного потенциала»:
«Необходимо настраивать распределение по уже переданным источникам горизонтально, между субъектами — это более перспективное направление».
Наибольший интерес в этой фразе представляет слово «горизонтально». Настоящей бедой являются чудовищные перекосы бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Например, в Воркуте бюджет на одного человека составляет порядка 58 тыс. рублей, в Москве – 220 тыс. рублей. В столице Республики Коми — Сыктывкаре показатель бюджетной обеспеченности еще ниже — около 30 тыс. рублей на человека. А в наукограде-миллионнике Омске — 17 тыс. рублей на одного жителя. Наглядный пример пространственной политики развития страны, с которым надо срочно что-то делать.
В интервью Горнин буднично рассказывает о позитивной ситуации с госдолгом, но деликатно умалчивает о том, какими средствами этого позитива удалось добиться. Буквально три года назад в регионах творилась коррупционная катастрофа — многие из них были в кабале у коммерческих банков. Банковский сектор отстранили от участия в кредитовании региональной экономики.
За счет строительства альтернативного небанковского контура от Федерального казначейства. По сути, работает госбанк, раздающий ссуды и кредиты на целевые нужды под проценты близкие к нулю. Это эпик фэйл для рыночников и серьезный прорыв для сторонников сильного государства в экономике.