ЕКАТЕРИНБУРГ (ИА Реалист). В Екатеринбурге задали новый тренд пассажирских перевозок, который обязательно вызовет эффект домино по всем мегаполисам страны. Хуторской бизнес «али-экспрессов» с набитыми под потолок газелями обречен. Теперь обслуживать человейники, превращенные в бетонные гетто, придется по-людски.
Транспортная реформа предполагает, что компании перестанут получать деньги за число пассажиров, но будут иметь заказ на определенное количество перевозок. Деньги, которые пассажиры платят за поездки, будут сначала поступать в городской бюджет, а уже потом перераспределяться между компаниями.
Как объясняют в администрации Екатеринбурга, теперь транспортные предприятия лишат «автономии». Они начнут выполнять четкий муниципальный заказ и получать плату за то, как хорошо они это делают.
Компании, не оглядываясь на прибыль, станут предоставлять машины определенного качества, которые ездят по строгому расписанию. Так предприятия получат деньги за работу, а не популярность маршрута. Благодаря этому общественный транспорт выйдет из области «рыночных отношений» и «войдет» в социальную сферу.
Где-то громко всплакнули либеральные СМИ. Утопическая идея про священную конкуренцию частных лавочников и еще более сектантская идея про неприкосновенность прибыли бизнеса оказались под угрозой.
На самом деле — здесь отличный пример хозяйственной системы нового типа, в которой тоже есть понятия конкуренция, и прибыль, но они находится на более высокой ступени развития городской цивилизации. Это следующий экономический уклад, в котором конкуренция носит не ценовой характер, а прибыль распределяется на иных условиях.
Просто закупки больших урбанизированных муниципалитетов доросли до нормирования пассажиропотоков и нормирования затрат на их обеспечение. Это случилось благодаря цифровизации, внедрению систем «умный город», внедрению стандартов благоустройства и социальной обеспеченности территорий… Закрывать глаза на эти стандарты становится все сложнее.
Повод для размышления: уральская концепция транспортных перевозок вполне применима в других отраслях современной экономики и сферы услуг. Аналогичные условия и критерии эффективности можно экстраполировать, скажем, на ЖКХ, коммерческую медицину, на работу ритейлерских торговых сетей.