МОСКВА (ИА Реалист). Школьный учебник по литературе должен быть не справочником с готовыми анализами, а информацией для размышления, отметила в интервью порталу «Правмир» Евгения Абелюк, преподаватель литературы с более чем 40-летним стажем.
«Собственно, так я всегда и преподавала. И наш учебник для 11-х классов по литературе XX века, который мы писали с Константином Михайловичем Поливановым, — это разговор со школьниками. Мы бесконечно ставили вопросы, которые возникали у нас, когда мы читали, и которые обязательно возникнут у школьника. А если не возникнут — хорошо бы ему показать, что их стоит себе задать.
Когда мы с коллегами взялись за учебники для школы, начиная с 5-го класса, мы шли тем же путем. Но там к тому же была задача написать занимательно. Особенно трудно давалась книжка для 5-го класса, потому что мы старались подбирать слова и составлять предложения так, чтобы ребенку было понятно. Для 6-го — уже чуть-чуть сложнее. Была бесконечная самопроверка: «А поймет или не поймет? Интересно или нет? А правильно ритм фразы построен, легко будет читаться или слишком длинно?» — рассказала он.
По мнению педагога, современный учебник должен формировать культуру вопрошающего чтения, а не давать готовые ответы:
«Меня к этой мысли подтолкнули в том числе мои интернет-уроки по литературе, искусству. Помню, как мне было трудно. Я много размышляла, пока их делала. Потому что ты видишь, что текст может стать гипертекстом — от любой фразы может пойти вопрос. И нужно дать такую информацию, которая объяснит какие-то моменты, а вместе с тем заставит задуматься».