БРЮССЕЛЬ (ИА Реалист). После двух лет конфликта на Украине мировой рынок бриллиантов сполна ощутил на себе его последствия — в январе 2024 года Европейский союз внес крупнейшую в мире российскую компанию по производству бриллиантов «Алроса», возглавляемую Павлом Маринычевым, в санкционный список.
2024 год начался с эскалации ограничений на российские драгоценные камни со стороны стран «Большой семерки» (США, Великобритании, Канады, Японии, Германии, Франции и Италии).
Автор CNN Сара Кент отмечает, что Бельгия, которая является крупнейшим мировым хабом по купле-продаже драгоценных камней, пыталась пролоббировать промедление с введением санкций в отношении этого прибыльного бизнеса, но что теперь в этой сфере приходится ожидать «сейсмических потрясений».
Хотя США и Великобритания запретили прямой импорт необработанных алмазов из России сразу после начала специальной военной операции, бриллианты из российских алмазов циркулировали по всему миру на совершенно легальных основаниях. Теперь этому положен конец.
В сентябре 2024 года ожидаются новые ужесточения: все бриллианты будут проходить сертификацию на предмет того, из чьих алмазов они изготовлены. Эти меры коснутся даже часов и ювелирных украшений.
Никто не знает, как конкретно будут работать эти санкции. Ведь поставка алмазов и бриллиантов — сложный логистический процесс. Отследить страну происхождения камней полиции будет сложно. Поэтому ЕС и G7 хотят подключить для «выработки механизмов» такие компании, как World Diamond Council, Antwerp World Diamond Centre, Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии и Геммологический институт Америки (GIA).
Планируется также использование современных технологий для проверки документации, о чем ранее сообщало ИА Реалист. К примеру, компания De Beers разработала собственную систему Tracr. Но ни одна из этих технологий не позволяет проследить путь алмаза до рудника.
Крупные компании пытаются адаптироваться к этим переменам. Кто-то подключился к санкциям сразу после начала СВО — например, принадлежащие французской компании Louis Vuitton Moet Hennessy Tiffany и Richemont, а также Dimexon. Тем не менее это большой удар по фэшн-индустрии и сектору предметов роскоши, поскольку примерно треть продукции на рынок бриллиантов поставляется из России.