МОСКВА (ИА Реалист). По предварительной оценке Минфина, доходы федерального бюджета в январе–марте 2025 года составили ₽9,050 трлн — на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Расходы выросли на 24,5% — до ₽11,224 трлн. Дефицит сложился на уровне ₽2,173 трлн, что на ₽1,878 трлн меньше, чем год назад.
Основу доходной части составили ненефтегазовые поступления — ₽6,408 трлн (+10,6% г/г). Минфин отмечает опережающую динамику НДС и устойчивую налоговую базу, сформированную ещё в 2024 году. Темп поступления этих доходов превышает параметры, заложенные в законе о бюджете №419-ФЗ от 30 ноября 2024 года.
Нефтегазовые доходы, напротив, снизились на 9,8%, до ₽2,642 трлн. Ведомство объясняет это отсутствием единовременных доплат по НДПИ (как в феврале 2024 года) и снижением средней цены на нефть. Несмотря на это, поступления остались выше базового уровня, предусмотренного «бюджетным правилом».
Среди особенностей исполнения расходов — их резкий рост в январе (+64,1% г/г), связанный с авансированием по контрактуемым статьям. В феврале и марте темпы замедлились (+9,1% г/г). Часть обязательств 2025 года покрыта за счёт перенесённых ненефтегазовых доходов конца 2024 года.
Минфин подчеркивает, что бюджет исполняется в рамках структурных параметров дефицита, утверждённых законом. В марте бюджет даже вышел в профицит. Дополнительную гибкость придают нормы «бюджетного правила» — они позволяют использовать ФНБ в случае недопоступления нефтегазовых доходов.
Федеральный бюджет по итогам квартала выглядит формально сбалансированным, но сохраняет критическую зависимость от налогового авансирования и рыночной конъюнктуры. Реальная устойчивость системы будет проверена во втором квартале — без сезонного ускорения поступлений и на фоне ослабления сырьевых цен. На этом фоне даже краткосрочный профицит не меняет ключевой тенденции: модель бюджета по-прежнему уязвима к внешним шокам и требует резервных включений.