На выездном заседании комитета по политтехнологиям РАСО в Плёсе генеральный директор агентства “Интернет-агитация” Андрей Цепелев на примере Ивановской области рассказал о прикладных технологиях для тех, кто хочет влиять через интернет на региональную политику.
Экспертная трибуна “Реалист” публикует выступление генерального директора агентства “Интернет-агитация” Андрея Цепелева:
“Карта военных действий
Первое, что нужно понимать для интернет-агитации – общую карту военных действий. Мы проанализировали, какой реальный процент избирателей в Ивановской области использует социальные сети. В целом по региону и по отдельным городам.
В регионе есть два явных лидера – это “ВКонтакте” и “Одноклассники”. Дальше с большим отрывом идут Instagram и Facebook. В региональной столице лидирует “ВКонтакте “, а вот во многих малых городах – Кинешма, Вичуга, Фурманов – больше доля у “Одноклассников”. Instagram и Facebook фактически есть только в Иваново.
Разные соцсети для разных целевых групп
Если упрощать, то для политика есть две целевые группы: массовый избиратель и элиты.
С массовым избирателем нужно работать через “ВКонтакте ” (молодежь и средний возраст), “Одноклассников ” (средний и старший возраст), Instagram (более молодые продвинутые жители региональной столицы).
С элитами, высокоресурсными группами позволяет работать Facebook — там обитают чиновники, депутаты, помощники депутатов, предприниматели, пиарщики, журналисты, политтехнологи. Еще одним каналом стал мессенджер Телеграм — популярность в региональных элитах набирают анонимные политические телеграм-каналы.
4 уровня интернет-агитации
Итак, что же делать во всех этих соцсетях? Я выделю четыре уровня.
1 уровень — мониторинг и агенты влияния. Вы проводите мониторинг упоминаний по нужным словам — например, по фамилии главы региона или депутата городской думы. И отстаиваете в дискуссиях свою точку зрения от лица специально подготовленных агентов влияния.
Оперативная социология — особый вид мониторинга, который математически вычисляет самые “взрывные” темы за сутки, которые действительно набирают популярность среди людей.
Для примера приведу пост, который вышел вчера в одной из крупных групп. В видео под названием “Чиновники Кинешмы довели до слез 80-летнюю бабушку” речь идет о том, что городская администрация яко бы выписала жительнице штраф за ненадлежащее содержание фасада дома. Пенсионерка не знает, как выплатить штраф, плачет. Новость яркая, эмоциональная, видео набрало тысячи просмотров. Если вовремя отследить этот сюжет, приехать к бабушке, разобраться в ситуации, чем-то ей помочь, а также отработать эту тему в соцсетях – будет прекрасный “подвиг Геракла” для любого политика в регионе. Об этом напишут бесплатно, а люди это запомнят.
2 уровень – работа с группами “ВКонтакте“
Так сложилось, что крупные региональные и городские группы с местными новостями, в том числе про политику, образовались именно “ВКонтакте”. По сути, это СМИ в социальных сетях с возможностью общения.
В таблице на слайде вы видите крупнейшие группы Ивановской области с новостным и общественно-политическим контентом. Не все группы одинаково полезны. У группы есть формальное количество подписчиков. Но реальную популярность группы определяет вторая цифра – количество просмотров в среднем на один пост. Явный лидер – “Подслушано Иваново” – каждый пост читают 6,5 тыс. человек.
Обратите внимание: группа “Типичное Иваново” (3-я место) значительно отстает по подписчикам от группы на 2-м месте, но по реальным просмотрам обгоняет ее. Напротив, в группе “Иваново” (4-я строка) подписчиков много, больше 30 тыс., а реально читают новости меньше 1 тыс. Т.е. группа либо накрученная, либо мертвая.
Что делать с группами? Публиковать в них нужные посты, доносить через них нужные темы и месседжи. Правильная работа с группами – сложный системный процесс. Какие-то группы мотивированы качеством контента и будут брать посты бесплатно. Другие принадлежат вашим конкурентам и с ними лучше вообще не связываться. В третьих можно делать платные посты, но в этом случае необходимо грамотно просчитывать стоимость реальных просмотров.
3 уровень – запуск информационных волн и массовая трансляция видеосюжетов
Плюс этой технологии в том, что нужные посты попадают в личные ленты новостей пользователей. Нужные новости видят все, кто заходит в соцсети, что касается видео, то на сегодняшний момент это самый удобный формат для аудитории. При грамотном продвижении в соцсетях ролики в регионе посмотрят десятки тысяч человек – охваты вполне сопоставимы с местными телеканалами.
Мы говорили, что одной из целевых аудиторий интернет-агитации на региональном уровне являются местные элиты. Для того, чтобы донести информацию, например, до депутатов ЗСО Ивановской области или до региональных СМИ, лучше всего подойдут узко таргетированные информационные волны в Facebook.
4 уровень – мобилизационные кампании, электоральные базы данных, искусственный интеллект
На 4-м уровне находятся спецпроекты по мобилизации сторонников на избирательные участки. Это то направление, которое будет наиболее востребовано при агитации в интернете в регионах к президентским выборам.
Например, для одного региона мы создаем электоральную базу, в которой с помощью технологий искусственного интеллекта аккаунты в соцсетях будут распределены одновременно и по политическим предпочтениям, и по психотипам. Такая база позволит обращаться только к нужным людям и с нужными месседжами. Это будущее интернет-агитации, к которому мы идем”.
Андрей Цепелев – генеральный директор агентства “Интернет-агитация”, специально для Экспертной трибуны “Реалист”