ПЕКИН (ИА Реалист). Северным морским путем (СМП) сейчас можно пользоваться только 20–30 дней в году на участке протяженностью 5,6 тыс. км от Карского моря у северо-западного побережья Сибири до Берингова пролива, который отделяет Россию от Аляски. Однако из-за глобального потепления СМП может стать круглогодичным судоходным маршрутом. Поэтому Россия заинтересована в его развитии и просит помощи Китая в осуществлении этого проекта. Об этом пишет SouthChinaMorningPost.
«По мере таяния арктических льдов маршрут в конечном итоге может быть продлен до Скандинавии и обеспечить более легкий доступ к Северному морю, чем к Балтийскому. По данным российских СМИ, путешествие из Шанхая в Санкт-Петербург по этому маршруту займет у грузового судна около 20 дней, тогда как через Красное море и Суэцкий канал это занимает около 36 дней», — отмечает издание.
Между тем, по расчетам Росатома, к 2035 году объем перевозимых по этому маршруту грузов может достичь 270 млн тонн, что почти в 10 раз больше, чем в 2022 году.
«Для России Арктический регион является главным стратегическим и экономическим приоритетом, а СМП имеет решающее значение для транспортировки ее богатых арктических ресурсов на рынок. Напротив, хотя Арктика важна для Китая, это всего лишь одна из многих новых стратегических территорий, а СМП — всего лишь ценная альтернатива традиционным судоходным маршрутам», —прокомментировал планы России научный сотрудник Университета Тампере в Финляндии Ван Юэ.
Старший научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Чжао Лун считает, что Китаю следует помочь России с развитием СМП.
«В условиях углубляющегося кризиса в Красном море Китай также мог бы помочь изучить экономическую, техническую и экологическую жизнеспособность СМП как «дополнительного коридора» для международных перевозок. Развитие арктического маршрута также может стимулировать сотрудничество между Китаем и Россией в таких областях, как инфраструктура, судостроение и разведка энергоносителей», — отметил он.
Между тем, доцент Дальневосточного федерального университета во Владивостоке Артем Лукин предупреждает, что в случае обострения отношений между США и Китаем, Вашингтон может предпринять меры по блокировке Берингова пролива с тем, чтобы воспрепятствовать судоходству Китая.
«Чтобы избежать этого риска, Китай и Россия могли бы сосредоточиться на развитии водных путей в континентальной Евразии, чтобы связать Китай с Северным морским путем через великие реки Сибири, но это будет дорого. Однако в случае реализации такого проекта Китай и Россия получат связующее звено между Азией и Северным Ледовитым океаном, которое, помимо прочего, будет защищено от вмешательства США», — полагает Лукин.