ЛОС-АНДЖЕЛЕС (ИА Реалист). Голливуд скорбит по скончавшемуся 16 января известному кинорежиссеру Дэвиду Линчу.
«Мне нравились фильмы Дэвида. «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» и «Человек-слон» определили его как уникального, дальновидного мечтателя, который снимал фильмы, которые казались сделанными вручную. Я узнал Дэвида, когда он играл Джона Форда в «Фабельманах». Это был один из моих героев — Дэвид Линч играл одного из моих героев. Это было сюрреалистично и казалось сценой из одного из фильмов самого Дэвида. Миру будет не хватать такого оригинального и уникального голоса. Его фильмы уже выдержали испытание временем, и так будет всегда», — выразил соболезнования Стивен Спилберг.
«В то время как мир потерял замечательного артиста, я потерял дорогого друга, который представлял для меня будущее и позволял мне путешествовать в мирах, которые я никогда бы не смог вообразить самостоятельно», — написал в соцсетях голливудский актер, звезда сериала «Твин Пикс» Кайл Маклахлен.
«Утрата Дэвида Линча огромна. Невероятный художник, режиссер, филантроп и дух. Его работа в Фонде Дэвида Линча была источником вдохновения для моей жизни. Я продолжу помогать нести факел, как смогу. Мои глубочайшие соболезнования и любовь его семье и друзьям», — также выразил соболезнования Хью Джекман.
«Нет никого похожего на Дэвида. Он был визионером по своей сути — он поднял визуальное повествование в кино и на телевидении на совершенно новый уровень, вдохновил многих режиссеров рисковать и видеть новые возможности. Он дал мне шанс, когда я был молодым режиссером, только начинавшим сниматься, когда я присоединился к нему в «Твин Пикс» в начале 1990-х, изменив мою жизнь, и я буду вечно благодарен за то, что знал его. В каждом взаимодействии Дэвид был настолько погружен в момент жизни, и я не могу не вспомнить историю, которая заставила меня увидеть мир по-другому. В одном из ранних эпизодов «Твин Пикс» Дэвида есть сцена в банковском хранилище с Кайлом Маклахланом и Майклом Онткином, а в центре стола лежит голова лося. Никто никогда не упоминает об этом; она просто есть и создает сцену. Я спросил Дэвида, как ему пришла в голову идея поставить эту голову лося на стол. Он вопросительно посмотрел на меня и сказал: «Она там была». Декоратор собирался повесить ее на стену, но Дэвид увидел ее лежащей на столе и сказал: «Оставьте голову лося». Что-то щелкнуло для меня, как бы вы ни планировали, убедитесь, что вы открыты для жизни, убедитесь, что вы открыты для головы лося на столе, не упустите то, что прямо перед вами. Его способность видеть магию, которая существует, когда другие ее не видят, сделала его одним из величайших рассказчиков нашего времени. Я присоединяюсь ко многим режиссерам, на которых глубоко повлияла жизнь и работа Дэвида, и оплакиваю его потерю сегодня», — заявил в свою очередь президент Гильдии режиссеров Америки Лесли Линка Глаттер.
Дэвид Кит Линч родился в Миссуле, штат Монтана, 20 января 1946 года. Его отец Дональд был научным сотрудником, а мать Эдвина — преподавателем английского языка. По работе им приходилось часто переезжать из Монтаны в Айдахо, затем в штат Вашингтон, а затем в Вирджинию.
Линч никогда не был выдающимся учеником, его сформировали бойскауты, и в последующие годы многие из тех, кто его знал, выражали удивление по поводу противоречия между его мягкими манерами и вспышками насилия и ненормативной лексики в его искусстве.
Любой, кто попытается объяснить работу Линча через его воспитание, столкнется с трудностями.
«Мои родители были такими любящими и хорошими. У них тоже были хорошие родители, и все любили моих родителей. Они были просто справедливыми», — написал он в своих мемуарах, отметив, что «многое из того, кем мы являемся, просто установлено, когда мы попадаем сюда».
«Некоторые называют это колесом рождения и смерти, и я верю, что мы проходили его много-много раз», — написал Линч.
Первый свой фильм он снял в 1966 году. Это была четырехминутная короткометражка Six Men Getting Sick (Six Times). Благодаря этому фильму Личн смог поступить в AFI, ствавшую впоследствии одной из лучших киношкол Америки.
Дебютный фильм Линча «Голова-ластик», вышел в 1977 г., то есть в то же время, когда вышли первые «Звездные войны». Оба фильма стали кассовыми хитами. Фильм Лукаса стал основой для целой киновселенной. Но и блестящее черно-белое шоу уродов Линча, которое началось как студенческий проект в AFI, стало хитом в полуночном прокате, собрав $7 млн, при бюджете в $100 тыс., собранном за счет грантов и пожертвований друзей.
«Голова-ластик» была картиной настолько непостижимой и настолько далекой от тогдашних трендов, что большинство критиков в то время отмахнулись от нее.
Variety назвала ее «отвратительным упражнением в безвкусице», а The New York Times, в своей рецензии утверждала, что это был «не особенно ужасающий фильм, просто бесконечный». Но у зрителей фильм «Голова-ластик» пользовался большим успехом именно потому, что был непохож ни на что из того, что они когда-либо видели.
Фильм «Голова-ластик» стал культовым фаворитом, показываемым на полуночных показах в арт-хаусах по всей стране; не кто иной, как Стэнли Кубрик, объявил его одним из своих любимых фильмов.
После успеха своей дебютной картины Линч приступил к съемкам полноценного фильма «Человек-слон», основанного на реальной истории Джозефа Меррика. «Человек-слон» рассказывал историю гротескно деформированного артиста фрик-шоу 19 века (его роль сыграл Джон Херт), которого обнаружил и стал о нем заботится просвещенный хирург (Энтони Хопкинс).
К слову, на площадке отношения между Линчем и Хопкинсом складывались не самым лучшим образом. Актер даже пытался добиться увольнения Линча.
«Хопкинс не был открыто враждебен, но держался отчужденно. Однажды он позвал меня в свою гримерку и сказал: «Почему этот парень получает возможность снимать фильм? Что он сделал? Он снял один маленький фильм. Я этого не понимаю», — вспоминал позже продюсер фильма Джонатан Сэнгер,
Сам Линч рассказывал, что однажды Хопкинс набросился на него с криками, требуя, чтобы он — молодой и неопытный режиссер — четко ставил задачи.
«Во мне закипел такой гнев, который я испытывал всего пару раз в жизни. Я стал кричать на него в ответ. Я кричал так громко, что даже повредил себе голос. Я высказал ему все, что от него хотел и актриса Венди Хиллер повернулась к Тони и тихо сказала: «Я бы сделала то, что он говорит». Так он и сделал», — рассказал Линч в одном из интервью.
Фильм имел ошеломляющий успех у критиков и получил восемь номинаций на премию «Оскар» (хотя и не выиграл ни одной).
Хотя режиссер иногда мог скатиться до самопародии, группы критиков включили его главные картины в списки самых важных фильмов прошлого века. В опросе 2012 года, в котором приняли участие около 900 экспертов, журнал Sight & Sound поставил «Малхолланд Драйв» (2001) на 28-е место, а «Синий бархат» (1986) на 69-е.
Однако между международным положением Линча и его репутацией на родине наблюдается заметное несоответствие: ни один из его фильмов не был включен в последний рейтинг 100 величайших фильмов Американского института киноискусства, опубликованный в 2007 году.
Академия не всегда поддерживала его: номинированный на четыре премии «Оскар» (как режиссер фильмов «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» и «Человек-слон»1980 года, который также принес ему номинацию на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий), Линч смог получить премию «Оскар» только в 2019 году.
Как и единственный другой современный американский режиссер, который оказался выше него в списке Sight & Sound, Фрэнсис Форд Коппола (чей «Апокалипсис сегодня» занял 14-е место, а «Крестный отец» — 21-е), Линч был той редкостью в Голливуде: художником, который в конечном итоге отвернулся от искусства, которым он овладел в совершенстве.
В последние десятилетия его кинематографическая деятельность пошла на спад и, казалось, надолго замерла после его последнего фильма «Внутренняя империя» (2006).
Однако фильм был воспринят довольно скептично. После этого Линч посвятил себя живописи, производству кофе и трансцендентальной медитации — буддийской практике.
В августе прошлого года Линч сообщил, что страдает эмфиземой легких из-за многолетнего курения и не может выходить из дома из-за страха заразиться COVID-19.
«Дамы и господа, да, у меня эмфизема из-за многолетнего курения», — написал он . «Должен сказать, что мне очень нравилось курить, и я действительно люблю табак — его запах, поджигание сигарет, курение, — но за это удовольствие приходится платить, и для меня эта цена — эмфизема. Я бросил курить более двух лет назад. Недавно я прошел много тестов, и хорошая новость в том, что я в отличной форме, если не считать эмфиземы. Я полон счастья и никогда не уйду на пенсию. Я хочу, чтобы вы все знали, что я действительно ценю вашу заботу».