МОСКВА (ИА Реалист). Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов рассказал в интервью «Ведомостям» о том, как ползет «ледник» русской индустриализации.
Основные тезисы:
Оборонка переведена в трех-четырехсменный режим с наращиванием объемов выпуска и опережением графика. Готовы масштабно давать стране «Ланцеты» и «Кубы».
Стали впервые делать мощные силовые агрегаты для ВМФ, прежде поставлявшиеся Украиной. Украинозаместили двигатели для большинства вертолетов. Моторы семейства ВК-2500 и ТВ7-117В производит «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге – и для «Ми», и для «Ка». Более мощный двигатель (в т.ч. для тяжелого вертолета Ми-26) пока в разработке. Силовая установка для легких машин проходит испытания: «через год-два максимум уже будем на Ка-226 ставить и на «Ансат» тоже».
Стоит сверхзадача по всей линейке гражданских лайнеров. В 2023 г. мы получим российский SSJ100, а в 2024 г. – МС-21 с отечественными турбинами ПД-14. МС-21 уже летает с ПД-14, недавно к программе присоединился еще один самолет. Именно его мы показывали на выставках, тогда на нем стояли американские двигатели. Теперь их сняли, поставили ПД-14. По проекту ПД-8 уже есть опытные образцы, на этот год намечены первые полеты. Все идет по графику. Ту-214, как и прежде, будут выпускать в Казани, без ущерба для программы производства бомбардировщика Ту-160. По мере увеличения производства МС-21 выпуск Ту-214 будет снижаться. Но этот самолет может, например, пополнить парк машин для грузовых перевозок.
Успешно идет работа над созданием турбин большой мощности для энергетиков.
Есть результаты в импортозамещении медтехники. Задача нарастить долю российского медицинского оборудования на рынке до 50% за два ближайших года и до 80% к 2030 г.
«Ростех» готовит масштабный проект по дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной технике.
Электроника и комплектующие для приборостроения. Сохраняется возможность покупать их в странах Юго-Восточной Азии. Плюс мы делаем сейчас все, чтобы производить свою собственную электронную компонентную базу (ЭКБ). Около 170 опытно-конструкторских работ (ОКР) сделано за последние шесть лет. Более 700 типов ЭКБ создано, порядка 1300 образцов иностранной ЭКБ замещено. Идут работы не только по 65 нм, но и с топологией ниже. Но стране нужны чипы быстро, здесь и сейчас, техпроцесс в таком контексте – дело второе и не самоцель. Первоочередная задача – усилить 90 нм, по этой технологии идут ОКРы и есть хорошие заделы. Потом можно будет двигаться дальше. Работу ведем в рамках СП, куда входят основные микроэлектронные активы страны, в том числе и «Микрон».
АВТОВАЗ сейчас возобновляет работы над новыми проектами на платформе Lada Vesta – она отлично подходит для кроссовера. Он встанет на конвейер в 2025 г. А в 2024-м появится новое семейство компактных машин – этот проект уже в высокой стадии готовности.
«Ростех» будет создавать собственное производство блоков ABS. Модули понадобятся и для выпуска грузовой и коммерческой техники. Пока они берутся в Китае. Сейчас приход другого партнера на АВТОВАЗ невозможен. Renault по соглашению имеет право в течение шести лет вернуться назад, выкупив свою долю у НАМИ за тот же 1 евро. Но если мы за это время будем делать какие-либо инвестиции в завод, то им придется довнести средства пропорционально своей доле.
С подшипниками проблема действительно есть на рынке, но она решаемая. Без подшипников не получится делать инновационные вагоны. Мы с губернатором Тверской области Игорем Руденей обсуждаем вопрос в части перезапуска производства на площадке шведской SKF в Твери. Есть, правда, нюансы: часть комплектующих там была зарубежной – например, смазку привозили из США. Есть задача начать самим производить эту смазку. Мы попросили Российскую академию наук помочь с этим вопросом. Перезапустить производство в Твери не так сложно. Достаточно вложить 2-3 млрд руб. – и будет полноценный завод полного цикла по производству кассетных подшипников.