МОСКВА (ИА Реалист). В Правительстве РФ идет борьба за вокруг важнейшего законопроекта, от которого зависит выживание и технологический суверенитет страны. Наблюдаем схватку неолиберальной опухоли и сторонников умеренного госплана.
Впервые пытаются повернуть закупки госкомпаний и корпораций в национальное русло. Проект поправок к 223-ФЗ вынесен недавно на рассмотрение Комитетом Госдумы по промышленности и торговле.
Дело в том, что сейчас в рамках 223 корпоративного закона о закупках не существует ни одного нормативного акта, который бы обязывал госАО приобретать, российское оборудование, технику, программное обеспечение, использовать российские технологические процессы. Даже в тех крупнейших государственных целевых проектах, на которых корпорации зарабатывают сверхприбыли за счет государственного бюджета, у государства нет законного права требовать использования отечественной продукции.
Законопроектом пытаются внести в 223-ФЗ юридически значимые основания для таких требований. И ужесточить порядок выполнения госкомпаниями квот на закупку промышленной продукции российского происхождения. Размер таких квот и перечень продукции с прошлого года определяет Правительство РФ. Однако до сих пор квоты остаются добровольными для заказчиков. За их неисполнение ничего не будет. Ни штрафов, ни более серьезных дисциплинарных мер. Бывший вице-премьер Юрий Борисов не успел реализовать эту часть закона (она планировалась).
Из текста пояснительной записки следует, что действующие механизмы поддержки российских производителей неэффективны: так, для выполнения обязательств по «российским» закупкам госкомпании, в частности, применяют механизм ценовой преференции (он дает преимущество отечественным поставщикам в сравнении с заявками иностранцев), но происхождение товара не подтверждается, а лишь декларируется, что дает возможность закупать импортные товары под видом отечественных и формально отчитываться о выполнении квот.
Предлагается ввести в закон ФЗ-223 обязанность заказчика проводить закупки, исходя из их минимальной доли и перечня товаров, установленных правительством.
На текущий момент инициативу комитета Госдумы по промышленности одобрили Минюст и Минпромторг. Против нее ожидаемо выступает Минфин. ФАС и Минэк должны отреагировать до 18 ноября.
Цифры из годовых отчетов госкомпаний и корпораций, которые они приводят в доказательство импортозамещения, вызывают больше вопросов, чем радости. Так, например, за прошлый год называлась феерические 83%.
Раз национальные квоты все равно добровольные — то, чего так боятся госмонополии? Что с них спросят за потемкинскую деревню?
В «Коммерсанте» строчат телеграммы о том, что ужесточение правил может снизить эффективность работы корпораций и даже заблокировать производственные процессы, которые лишатся поставок качественной продукции. Но о каких блокировках идет речь? Пока что речь идет о том, чтобы элементарно не врать о выполнении национальных квот. Не выдавать китайское за российское. От правды. Ведь конвейер ни у кого не остановится. Профанация процессов на всех уровнях управления — уже стала общенациональной патологией.
Дело в том, что вранье приносит корпорациям не только улыбки и пиар-успех. Липовое импортозамещение — это льготы с многомилионными субсидиями от государства, и возможность заработать в нацпроектах. Поэтому систему паритетного умалчивания и вранья кому-то хочется сохранить в первозданном удобном виде.