МОСКВА (ИА Реалист). На прошлой неделе активно муссировали тему поддержки малого и среднего бизнеса. Одноименный нацпроект подходит к формальному завершению, нужна новая Стратегия развития МСП до 2030 года.
У разных ведомств свое видение темы с небольшими вариациями. Минэк через министра Максима Решетникова продвигает политику доращивания бизнеса: с его естественным разделением на четыре группы: условно «ясли», «младшая», «промежуточная» и «самодостаточная». Каждый этап подразумевает свой пакет государственной поддержки. Общественные предпринимательские объединения пытаются выбить дополнительные налоговые льготы. «Опора России» просит расширить доступ предпринимателей к упрощенной схеме налогообложения, продлить режим самозанятых до 2028 года.
Очень своевременно и конструктивно предлагают сделать акцент на поддержке среднего производственного бизнеса через режим индустриальных кластеров, льготного кредитования (без залогов) и промышленной ипотеки.
Все это хорошо и замечательно за исключением одного. Все ведомства и отраслевые группы исходят из привычной довоенной логики: их сценарии как под копирку сводятся к созданию благоприятных условий. Стоит только создать условия, как все тут же начнет цвести, пахнуть и самоорганизовываться.
Это уже превратилось в национальную сказку про белого бычка. Каждый год государство изобретает все новые и новые «прекрасные истории» развития малого бизнеса. Их уже так много, что госорганы сами путаются в их разновидностях. На полном серьезе ведется речь о создании путеводителей и классификаторов по мерам поддержки предпринимателей. Однако, в сухом остатке результаты несоизмеримо мелкие. Одним словом, целевая федеральная программа позволила перевезти три ларька из Бирюлево в Бутово. Забыли сообщить вам, что на этапе господдержки еще 20 ларьков самоликвидировалось.
Требуются глубинные реформы самих принципов работы бизнеса на государство. Нужно что-то делать с околонулевой, а зачастую даже отрицательной, рентабельностью предпринимателей в госзаказе. Который из-за этого становится для них опасным и неинтересным. Из-за гипертрофированных аукционных причуд российской экономики — цена контракта часто ниже нормативной рентабельности для его исполнителя.
Нужно что-то делать с произволом корпораций, которые манипулируют техническими заданиями с той же целью — максимально высушить поставщика или обеспечить неравный доступ своим карманным креатурам.
Чтобы решить эти проблемы требуется следующий уровень административного мышления. Нужны долгосрочные пошаговые сценарии для предпринимателей с «бронированием мест» для небольших компании в огромных цепочках производственной кооперации в горизонте 10-20 лет как в Китае или Японии. С нормированием прибыли, социальных гарантий и с нормированием затрат. Пока что ничего близко похожего в России не наблюдается.